Срок давности в деятельности УО относится не только к взысканию задолженности за ЖКУ за три года, но и к периоду, когда надзорный орган может привлечь саму компанию к административной ответственности. Читайте, сколько времени есть у ФАС России, чтобы оштрафовать компанию за неисполнение предписания, выданного из-за нарушений антимонопольного законодательства.

Сроки давности привлечения к административной давности прописаны в ст. 4.5 КоАП РФ

Чаще всего управляющие организации сталкиваются со сроком давности при взыскании с потребителей задолженности по оплате ЖКУ. Он составляет три года (ст. 199, ч. 1 ст. 200 ГК РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43). Также этот срок важен при оспаривании итогов общего собрания собственников: тогда собственник вправе подать иск не позднее шести месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о решениях ОСС (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Но есть и другие случаи, когда УО или ТСЖ сталкиваются в суде с понятием «срок давности»: например, когда надзорный орган привлекает компанию к административной ответственности за нарушения установленных законом требований. Причём речь идёт не только об органах Госжилнадзора, но и о других ведомствах, которые вправе проверять УО, например, Роспотреб- и Госпожнадзор, трудовая инспекция, ФАС России.

Положения ст. ст. 199, 200 ГК РФ о сроках давности, которые используются при взыскании с граждан долгов за ЖКУ, не применяются к административным правоотношениям в сфере контроля. Сроки давности привлечения к административной ответственности указаны в ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу он составляет 2 месяца с момента обнаружения правонарушения. Нов ст. 4.5 КоАП РФ есть и другие нормы, которые устанавливают срок давности в один год и более.

При этом надзорные органы могут привлечь УО к ответственности не только за выявленные нарушения, но и за неисполнение ранее выданного предписания. Рассмотрим судебное дело, в котором Верховный суд РФ определил срок исковой давности для штрафа за невыполнение предписания ФАС России (дело № А40-90920/2020).

Данный спор по своей сути не касался УО и сферы ЖКХ. Но управляющие домами должны учитывать выводы ФАС России, ведь ведомство проверяет УО и ТСЖ и также может выдать им предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Например, при размещении в МКД оборудования операторов связи.

Перечень наказаний за неисполнение предписаний ФАС России прописан в ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ

В деле № А40-90920/2020 компания обратилась в суд с иском, требуя признать незаконным действия ФАС России. Служба привлекла истца к административной ответственности по ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции. Компания получила штраф в 300 тысяч рублей.

Организация-истец посчитала, что ФАС России пропустила срок привлечения компании к административной ответственности, который предусмотрен для ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ и составляет два месяца.

Суд первой инстанции установил, что в мае 2019 года ФАС РФ выдало компании предписание на устранение нарушений ч. ч. 1, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». У истца было 14 дней на его выполнение.

Компания уклонилась от исполнения предписания ФАС России в установленный срок и нарушила ч. 1 ст. 51 № 135-ФЗ. Неисполнение в срок такого предписания влечёт административную ответственность по ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ (ч. 2 ст. 51 № 135-ФЗ). Истец не представил доказательств, что принял все необходимые меры по соблюдению требований № 135-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по административному делу за нарушение антимонопольного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения, а не двух месяцев, как указал истец.

Суд признал, что ФАС России была вправе привлечь компанию к административной ответственности за неисполнение предписания и выписать ей штраф в 300 тысяч рублей. Иск компании был отклонён.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца

Другую позицию занял апелляционный суд, куда компания обратилась с жалобой. Судья пришёл к выводу, что срок давности привлечения истца к административной ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ на момент вынесения постановления истёк.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев; если дело рассматривается судьёй – по истечении трёх месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся нарушении сроки давности начинают исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Федеральный законодатель разграничил два самостоятельных состава административных правонарушений:

  • за несоблюдение требований НПА в сфере защиты конкуренции;
  • за невыполнение предписания антимонопольного органа.

Это позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности. Федеральный законодатель отнёс невыполнение в срок предписания к правонарушениям против порядка управления. Это соответствует правовой позиции ВС РФ из определения от 29.01.2022 по делу № А69-3325/2018.

Привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания органа и не зависит от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Апелляционный суд пришёл к выводу, что срок давности по указанному нарушению составляет два месяца и к моменту вынесения оспариваемого постановления он истёк. Решение суда первой инстанции было отменено, а иск компании – удовлетворён, штраф с истца снят. Кассационный суд, который рассматривал жалобу ФАС России, с коллегами согласился.

Неисполнение предписания ФАС РФ является нарушением № 135-ФЗ со сроком давности для привлечения в один год

Тогда антимонопольное ведомство обратилось в Верховный суд РФ, указывая на неверное толкование судами нормативно-правовых актов и обстоятельств дела. ВС РФ согласился, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций нельзя признать правомерными.

Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 51 № 135-ФЗ, неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства также является нарушением такого законодательства и влечёт административную ответственность. Данная правовая норма включена в ч. 4 ст. 51 № 135-ФЗ Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ, чтобы исключить различный подход в исчислении срока давности при неисполнении предписаний в указанной сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение № 135-ФЗ установлен в один год. Аналогичная позиция содержится в определении ВС РФ от 18.02.2019 № 305-АД18-16341. Вывод суда апелляционной инстанции о двух самостоятельных составах правонарушения противоречит ч. 4 ст. 51 № 135-ФЗ.

Включение той или иной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, в главу 19 КоАП РФ само по себе не свидетельствует, что она предусмотрена именно за нарушение против порядка управления, а не конкретного вида законодательства (определение КС РФ от 30.06.2020 № 1606-О, п. 17 обзора практики ВС РФ от 16.03.2016).

Верховный суд РФ указал, что компания-истец не соблюдала требования антимонопольного законодательства. Срок давности привлечения её к административной ответственности за такое правонарушение, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год. На момент вынесения оспариваемого постановления он не истёк.

ВС РФ отменил принятые апелляционной и кассационной инстанциями документы и оставил в силе решение суда первой инстанции о законности действий ФАС России.

На заметку

Управляющим домами следует помнить, что согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлеченияих к административной ответственности различается в зависимости от состава правонарушения и может значительно превышать два месяца. При этом неисполнение предписания ФАС России отдельно указаны как нарушение антимонопольного законодательства в ч. 4 ст. 51 № 135-ФЗ.

Если УО или ТСЖ в срок не исполнят предписание, которое им выдаст ФАС России или её территориальный орган, с требованием прекратить нарушения антимонопольного законодательства, то у ведомства будет целый год, чтобы привлечь организацию к ответственности по ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ.