Продолжаем цикл статей о проектах нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ, которые были разработаны в 2020–2021 годах и обсуждались депутатами и экспертами. Читайте об актуальных инициативах в сфере предоставления коммунальных услуг, работы РСО и учёта потребления ресурсов.

Повышающие коэффициенты и расчёт платы за КР на СОИ

Проект постановления Правительства РФ в сфере использования при расчётах платы за коммунальные услуги повышающих коэффициентов напрямую затрагивает интересы управляющих домами организаций (ID 02/07/04-21/00115370). Документ находится на общественном обсуждении.

Исполнитель коммунальных услуг использует повышающие коэффициенты при расчётах индивидуального потребления в помещениях МКД в случаях, указанных в п. 60 ПП РФ № 354:

  • если прошло три и более месяца с момента, когда ИПУ вышел из строя или истёк срок его поверки;
  • если собственник не разрешил проверить счётчик в квартире.

Тогда исполнитель рассчитывает плату за коммунальную услугу исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5 к его стоимости.

Минстрой РФ в проекте постановления предлагает обязать поставщиков холодной и горячей воды направлять разницу между стоимостью норматива и суммой с применением коэффициента на оплату сверхнорматива КР на СОИ за расчётный период.

Такое условие ведомство планирует прописать в п. 22 ПП РФ № 124 и обязать РСО и УО, ТСЖ включать его в договор ресурсоснабжения. Подобная норма даст управляющим домами источник для оплаты сверхнормативного объёма КР на СОИ.

Заключение прямых договоров в домах с ИТП и штрафы за ошибки в расчётах

На рассмотрении Госдумы РФ находятся два законопроекта, которые касаются предоставления коммунальных услуг и работы ресурсоснабжающих организаций:

  1. Законопроект № 960730-7, принят в первом чтении.

Группа депутатов предлагает урегулировать в НПА вопрос о возможности заключения прямых договоров в домах с ИТП: закрепить в ЖК РФ право собственников помещений в таких многоквартирных домах перейти на данные договоры с РСО.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в ст. 157.2 ЖК РФ нет специальных правил, запрещающих или регулирующих заключение собственниками договоров напрямую с РСО в случае подготовки в МКД горячей воды с использованием оборудования индивидуальных тепловых пунктов или крышных котельных. Это приводит к неоднородной правоприменительной и судебной практике в данной сфере:

  • Минстрой РФ в письме от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 указал, что собственники помещений в домах с ИТП могут заключить прямые договоры.
  • Верховный суд РФ, разбирая дело № А17-8192/2019, посчитал, что это невозможно: услуги ГВС в таких домах предоставляет лицо, осуществляющее эксплуатацию внутридомового оборудования для приготовления горячей воды.
  1. Законопроект № 5795-8, на первом чтении.

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан в октябре 2021 года внесло в Госдуму РФ законопроект с изменениями в КоАП РФ. Авторы отметили, что сегодня органы ГЖН вправе наказать управляющие организации за ошибки в расчётах платы за ЖКУ по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Сделать это в отношении РСО ведомство не вправе.

Законопроект в случае принятия устранит такой пробел в КоАП РФ. Документ предусматривает санкции в отношении РСО и регоператоров по обращению с ТКО за неверный расчёт платы потребителей за коммунальные услуги.

Плата за установку ОДПУ и порядок монтажа и замены ИПУ

Целый ряд изменений в НПА законодатели предлагают внести в сфере установки приборов учёта коммунальных ресурсов.

ИПУ потребления воды. Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект № 1179010-7. Авторы предложили в сфере установки и замены ИПУ воды пойти по аналогии со сферой энергоснабжения, где за это отвечают не собственники помещений, а гарантирующие поставщики электроэнергии и сетевые компании.

Законодатели хотят с 1 июля 2022 года возложить на РСО обязанности по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков воды. Документ находится на первом чтении.

Плата за установку ОДПУ. Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, если в многоквартирном доме при наличии технической возможности нет ОДПУ, поставщик ресурса вправе принудительно его поставить и взыскать затраченные на это средства с собственников помещений.

Но на практике РСО часто взыскивают единовременно всю сумму с УО или ТСЖ. В результате УО теряют оборотные средства из-за кассового разрыва между датой оплаты стоимости ОДПУ в адрес поставщика ресурсов и датой получения денег от жителей дома. Также на УО и ТСЖ ложатся убытки из-за неплательщиков.

Чтобы избежать этого, авторы законопроекта № 1134523- 7 предложили внести изменения в ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ и запретить РСО взыскивать стоимость ОДПУ с управляющей организации. Законопроект с такими поправками находится на первом чтении.

Штрафы за неустановку ИПУ. Минэнерго России предложило до конца 2023 года не штрафовать сетевые компании и гарантирующих поставщиков электроэнергии за неустановку интеллектуальных приборов учёта (ID 02/07/09-21/00120621). Документ находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

Правительство России внесло в Госдуму РФ ещё один проект изменений в НПА в данной сфере – законопроект № 543-8. Кабмин считает, что до 2024 года вообще не нужно штрафовать гарантирующих поставщиков электроэнергии и сетевые компании за неустановку приборов учёта. Такой штраф предусмотрен ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ с 1 июля 2020 года. Законопроект проходит первое чтение.

Установка ПУ и капремонт. Депутаты Госдумы РФ в законопроекте № 21281-8 предлагают внести изменения в перечень МКД, которые не должны быть оснащены приборами учёта. Сейчас в него включены все дома из программы капремонта. Законопроект позволит уточнить, что приборы учёта не нужно устанавливать только в тех МКД, капремонт которых пройдёт в течение трёх лет. Документ проходит этап предварительного рассмотрения.

Переход на закрытые системы теплоснабжения и штрафы за самовольное подключение к сетям

В соответствии с ч. 9 ст. 29 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ, с 1 января 2022 года по всей России открытые системы теплоснабжения в МКД должны быть заменены закрытыми. По этом поводу существуют сразу два проекта изменений в № 190-ФЗ:

  • Дума Томской области предложила законопроект № 1212302-7, которым срок такого перехода переносится с 2022 на 2027 год. Авторы документа пояснили, что в некоторых регионах сложно провести эту работу, поскольку переход с открытых систем теплоснабжения на закрытые требует значительных финансовых затрат. Документ находится на первом чтении.
  • Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы РФ законопроект № 1252382-7. Авторы документа предлагают отказаться от такой формулировки и закрепить в законе, что дом следует перевести на закрытую систему только в случае экономической эффективности таких мероприятий. Инициатива уже прошла первое чтение.

Ещё один проект НПА – законопроект № 1146924 - 7 касается повышения штрафов за самовольное подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, за забор воды или её сброс в канализацию без подключения к сетям по ст. 7.20 КоАП РФ.

Депутаты обосновали такие меры ростом количества подобных административных дел: получение и выполнение технических условий стоит дороже по сравнению со штрафом. Внесённый в апреле 2021 года документ был отклонён в первом чтении.

Законопроектом № 683798-7 Мурманская областная Дума планирует ввести единый подход к учету потерь ресурсов в сетях водо- и теплоснабжения в ходе установления региональных тарифов. Авторы считают, что установление нормативов потерь воды в централизованных системах приведёт к снижению расходов на электроэнергию и прочих затрат, что «отразится на конечном тарифе, устанавливаемом для потребителей» Документ находится на первом чтении.

Расчёт платы за услугу по обращению с ТКО и раздельный сбор мусора

В сфере обращения с ТКО четыре законопроекта, внесённые в Госдуму РФ в 2021 году, уже отклонены или будут отклонены по итогам предварительного рассмотрения:

  • № 1164590-7 об основаниях для лишения регоператора его статуса.

Депутаты указали, что такие основания в законодательстве уже прописаны, а предложенная норма сформулирована «необоснованно широко и не конкретизирует составы административных правонарушений».

  • № 1135056 - 7 с уточнением понятия «твёрдые коммунальные отходы».

Документ отклонён как не соответствующий Конституции РФ.

  • № 922534-7, в котором авторы предлагали прописать в НПА порядок расчёта платы за услугу по обращению с ТКО ведёся только исходя из количества проживающих, а не по площади помещения.

Комитет Госдумы РФ по строительству и ЖКХ указал, что для реализации предложения из законопроекта не нужен новый Федеральный закон: нужно внести изменения в Правила № 354.

  • № 916220-7 с инициативой предоставить ОСС право выбрать расчёт платы за ТКО исходя из фактического объёма вывезенных отходов.

В заключении написано, что в законопроекте нет алгоритма, как реализовать предложенные изменения на практике.

В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект № 1245543-7 Московской областной и городской Дум. Авторы предлагают дополнить ст. 8.2 КоАП РФ новыми пунктами и ужесточить наказание за создание самовольных свалок отходов, выгрузку мусора вне контейнерных площадок и полигонов.

Также на первом чтении в Госдуме РФ находится законопроект № 611260-7. Авторы предлагают создать условия для организации собственниками помещений в многоквартирном доме раздельного накопления отходов: наделить ОСС полномочиями принимать такое решение.

Другие законопроекты сферы ЖКХ – в материалах портала

В конце годы мы традиционно подводим итоги и делаем обзоры документов и событий в сфере ЖКХ за весь год. На прошедшей неделе на портале вышел обзор законопроектов и инициатив в сфере выбора управляющих организаций и лицензионных требований к ним. Вскоре подготовим перечень актуальных проектов изменений в НПА в сфере взыскания долгов за ЖКУ и расчёта платы за такие услуги.

Интересуют другая тема из сферы ЖКХ? Напишите нам в комментариях, и возможно, она станет главной в наших следующих материалах.