Во многих городах РФ локальными актами запрещено размещать на придомовой территории МКД торговые киоски. Поэтому собственники не могут зарабатывать дополнительные средства для содержания и ремонта их дома за счёт предоставления общего имущества в пользование для таких целей. Рассказываем о мнении КС РФ по этому вопросу.

Муниципалитеты принимают локальные акты с запретом устанавливать киоски на придомовой территории  

В июне 2018 года мы писали о том, что в Перми приняли закон о том, что на территории МКД, площадках для отдыха, на спортивных и детских площадках нельзя устанавливать нестационарные торговые объектов (НТО). Против такого запрета выступила Ассоциация ТСЖ, для членов которой снос киосков, установленных во дворах домов, означал потерю дохода от арендной платы, для некоторых – до 30–40%.

Предприниматели и представители одного из ТСЖ уже в июле обратились в суд, чтобы оспорить локальный акт, запрещающий установку НТО на придомовой территории. Суд первой инстанции удовлетворил жалобу заявителей, но апелляционный суд и ВС РФ встали на сторону муниципалитета.

Тогда владельцы киосков и ТСЖ подали иск в Конституционный Суд РФ с требованием проверить конституционность целого перечня пунктов и статей Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон наделяет муниципалитеты правом запретить в локальном акте установку НТО на территориях, входящих в состав общего имущества МКД: абз. 22 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 2 ст. 451.

Также ТСЖ требовало признать недействующим пп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми, утверждённых решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4. Этот пункт запрещает размещать нестационарные торговые объекты на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

Истцы указали, что данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду. Также локальный акт лишает хозяйствующие субъекты возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность и ведут к неправомерному ограничению конкуренции.

Права собственника земельного участка могут быть ограничены только федеральным законом

Конституционный Суд РФ, рассмотрев иск, не признал указанные пункты противоречащими Конституции РФ, однако, сделал несколько важных для ТСЖ, УО и собственников заключений по вопросу размещения на придомовой территории торговых киосков.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно использовать своё имущество для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, а также распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Это соотносится с конституционными обязанностями каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), а также заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина, в том числе правомочия собственника земельного участка, могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Следовательно, правовое регулирование в сфере благоустройства территории муниципального образования должно отвечать указанным выше требованиям об ограничении конституционных прав и свобод и не затрагивать само их существо (постановления КС РФ от 16.07.2008 № 9-П, от 31.01.2011 № 1-П, от 12.05.2011 № 7-П).>

Собственники имеют право совершать любые действия в отношении своего земельного участка

Из положений ч. 2 ст. 209 ГК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 260 ГК РФ следует, что собственники земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия (в том числе сдавать в аренду), не противоречащие закону. Земельный кодекс РФ также предусматривает возможность для собственников земельных участков свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землёй, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 4 ч. 1 ст. 1, ст. 40 ЗК РФ).

С указанными нормами соотносятся и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие, что объекты общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входит земельный участок, могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ). Такие вопросы отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.п. 3, 21 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Муниципалитеты не могут ограничить право собственников распоряжаться своим земельным участком

Как отметил КС РФ, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества, вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории. Этим они создают произвольные препятствия для предпринимательской деятельности и ограничивают право собственника распоряжаться своим имуществом (ст.ст. 34, 35, 55 Конституции РФ).

Возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). А для малого бизнеса нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Запомнить

Исходя из этих выводов, КС РФ определил, что собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) под нестационарные торговые объекты. При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.

Так, указанное распоряжение земельными участками должно осуществляться с учётом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требование об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п. 8 ч. 1 ст. 1, ст. 42 ЗК РФ, ч. 2 ст. 260 ГК РФ).

При этом торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования земельного участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению.