Сегодня мы расскажем о судебной тяжбе между управляющей и ресурсоснабжающей организацией. Касалась она взыскания задолженности с УО по договору теплоснабжения и закончилась хорошо для УО.
Предыдущие суды обязали управляющую организацию оплатить долг, но Верховный суд РФ решил иначе.
Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля 2017 года106040
Проблема в определении объёма тепловой энергии
УО и РСО заключили договор теплоснабжения с протоколом разногласий. По условиям протокола РСО должна поставлять УО тепло и горячую воду, а УО – оплачивать принятые коммунальные ресурсы и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть РСО.
Через какое-то время после подписания возникли разногласия по объёму тепловой энергии, используемой на подогрев воды для коммунальной услуги по горячему водоснабжению. УО определяла его расчётным способом, согласно Правилам N 354, а РСО – по показаниям приборов учёта.
Управляющая организация не внесла вовремя платежи по договору теплоснабжения. Сумма с учётом пеней вышла немаленькая и ресурсоснабжающая организация обратилась в суд.
Арбитражный суд иск удовлетворил, а затем апелляционный суд подтвердил его постановление. Суды руководствовались:
- ст. ст. 309, 310, 330, 331, 539, 541, 542, 544, 548 ГК РФ;
- ст. 157 ЖК РФ;
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
По этим документам РСО правомерно определяла объём тепловой энергии по показаниям приборов учёта тепловой энергии. Управляющая компания ссылалась на п. п. 26 и 27 приложения 2 к Правилам N 354.
Согласно этим пунктам при расчёте за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, величина тепловой энергии определяется по нормативу расхода тепловой энергии, независимо от того, установлены или нет в МКД общедомовые или внутриквартирные приборы учёта.
Не найдя поддержки в местных судах, управляющая компания отправилась искать правды в Верховный суд и нашла её.
Тёпленькая пошла! Роспотребнадзор предлагает снизить температуру горячей воды55970
Что решил Верховный суд РФ
Верховный судов РФ рассмотрел доводы предыдущих судов и напомнил, что когда тепловая энергия и горячая вода подаются для оказания соответствующих коммунальных услуг в МКД, эти отношения подпадают под действие пп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ.
Поэтому в этом случае законы и другие нормативные правовые акты применяются, если они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Размер платы за КУ рассчитывается исходя из объёма потребляемых КУ. Этот объём определяется по показаниям приборов учета, а если их нет – исходя из нормативов потребления КУ (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг установлены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Согласно п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов определяются с учётом Правил.
Это значит, что управляющую организацию нельзя обязать оплачивать коммунальные ресурсы в большем объёме, чем если бы аналогичные коммунальные ресурсы оплачивали граждане, которые напрямую получали их от РСО.
Согласно Правилам N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии, независимо от наличия в доме ОДПУ.
Такой порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ. По этой статье объём КУ определяется по показаниям приборов учёта и только при их отсутствии допускает применение нормативов потребления коммунальных услуг. Так складывается потому, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, объёмы тепловой энергии служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объёма потребления горячей воды.
В нашем случае был установлен норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды. Поэтому у предыдущих судов не было оснований определять объём тепловой энергии по показаниям ОДПУ. Это существенное нарушение законодательства.
Порядок составления отчёта об аварийных ситуациях при теплоснабжении135820