Задолженность УО перед поставщиками ресурсов – это грубое нарушение лицензионных требований, за повторное совершение которого её могут лишить лицензии. На примере из судебной практики узнайте, как управляющей организации доказать, что наличие долга не подтверждает факт такого правонарушения.
Может ли УО оспорить предписание с законными требованиями надзора39970
Обосновать, что задолженность перед РСО не является результатом бездействия УО
В Ульяновске орган ГЖН при плановой проверке установил, что у УО есть задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов, подтверждённая судами. Госжилинспекция выдала ей предписание с требованием устранить нарушение, но компания с решением не согласилась и подала иск в суд (дело № А72-14972/2021).
В иске она указала, что ведомство фактически возложило на неё обязанность оплатить долги собственников за коммунальные услуги. По мнению УО, такие действия надзорного органа не были направлены на устранение нарушений, не предполагали претензионной работы и ограничили её в выборе способа защиты.
Также инспекция не учла, что задолженность образовалась из-за неоплаты жителями домов счетов за ЖКУ. Компания исправно вела претензионно-исковую работу с должниками и по мере сбора денег перечисляла их РСО в полном объёме. Она сделала всё, чтобы погасить долги перед ресурсоснабжающей организацией, поэтому в такой ситуации не может быть привлечена к ответственности.
Орган ГЖН в суде настаивал, что отсутствие задолженности УО по договорам с РСО – одно из лицензионных требований к её работе и его нарушение трактуется как грубое (п. 4 (1) ПП РФ № 1110). По мнению ведомства, неоплата ЖКУ собственниками не свидетельствует о невиновности истца.
Как УО оспорить штраф по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ за долги перед РСО97580
Доказать, что УО сделала всё, от неё зависящее, чтобы в полном объёме оплатить счета от поставщиков ресурсов
Суды трёх инстанций, рассмотрев материалы дела, отметили, что управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг начисляла потребителям плату за ЖКУ, а поступившие деньги перечисляла РСО.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, наниматели и собственники помещений обязаны вовремя и в полном объёме вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. В ином случае исполнитель услуг должен начать вести претензионно-исковую работу с должниками.
Компания в суде доказала, что такую работу вела, предоставив в свою защиту:
- выставленные собственникам помещений платёжные документы;
- пояснения центра, который по договору вёл расчёты с потребителями и перечислял поступившие средства исполнителям ЖКУ;
- документы о проведении работы по взысканию долгов – копии уведомлений о наличии задолженности и квитанции с начисленными пенями.
Суд согласился с позицией УО, признав, что она сделала всё, что от неё зависело, чтобы собрать с потребителей плату за жилищно-коммунальные услуги, а затем перечислить её поставщикам ресурсов.
Орган ГЖН при проверке должен был установить не только наличие задолженности компании перед РСО, но и причину её образования. Ведомство не доказало суду, что управляющая организация удерживала собранные с жителей дома деньги за ЖКУ и не перечисляла оплату ресурсоснабжающим компаниям.
Первая инстанция признала предписание ГЖИ недействительным, так как не нашла подтверждения вины УО в грубом нарушении лицензионных требований. Апелляционный и кассационный суды коллег поддержали.
О штрафах для УО за грубое нарушение лицензионных требований5532050
Вести претензионно-исковую работу с неплательщиками за ЖКУ
Задолженность, которая подтверждена судом или актом сверки расчётов, является грубым нарушением лицензионных требований (п. 4 (1) ПП РФ № 1110). Чтобы орган Госжилнадзор не привлёк компанию к ответственности за долги перед РСО, УО необходимо вести претензионно-исковую работу в соответствии с Правилами № 416 и нормами ЖК РФ:
- Информировать жителей МКД о правилах и сроках оплаты ЖКУ и о последствиях за их нарушение.
- Уведомлять о наличии долга.
- Начислять пени в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
- Вводить ограничение коммунальных услуг согласно Правилам № 354.
- Взыскивать долги через суд.
Некоторые УО и ТСЖ используют и другие способы работы с должниками: списки неплательщиков, цветные квитанции и «пирамиды позора». А что делаете вы, чтобы уменьшить задолженность жителей МКД? Поделитесь в комментариях.