Социальный найм – договор на право пользования жильём, находящимся в гос- или муниципальной собственности. Такие площади передаются гражданам на безвозмездной основе при условии своевременной оплаты КУ и содержания МКД. Узнайте, кто и по какому тарифу оплачивает эти услуги, когда квартира пустует.
Регоператор начисляет плату за вывоз отходов вне зависимости от проживания потребителя в квартире
В собственности у администрации Тюмени находились нескольких квартир в МКД, в которых никто не жил, но исполнители услуг продолжали начислять плату. Так, регоператор по обращению с ТКО выставил счёт за период с 2019 по 2023 год на 55 тысяч рублей.
Орган МСУ отказался платить, считая, что не должен этого делать в отсутствие потребителей. Тогда Тюменский региональный оператор по обращению с твёрдыми отходами (ТЭО) обратился в суд (дело № А70-24724/2023).
Четыре темы с круглого стола о перерасчётах за вывоз мусора и КР СОИ62320
Обязанность по оплате вывоза ТКО зависит от способа расчётов: по количеству проживающих или исходя из площади
Первая инстанция напомнила, что в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ, собственники ТКО должны заключать договоры с местным регоператором. До этого момента услуга по обращению с отходами подлежит оплате по утверждённому тарифу (п. 8.18 Правил № 1156). Обязанность платить за вывоз мусора прописана в ст. 153 ЖК РФ.
Муниципалитет ссылался на пропуск срока исковой давности, который составляет три года (ст. ст. 195, 196, 200 ГК РФ). ТЭО обратился в суд в ноябре 2023 года, соответственно, такой срок начинался с ноября 2020 года. Суд согласился с этим и отказал во взыскании долга до 2020 года.
Также администрация города ссылалась на Правила № 354 и ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, где сказано, что при временном отсутствии потребителя предусмотрен перерасчёт за отдельные виды услуг. Собственник предоставляет помещения по договору соцнайма, в связи с чем суд приравнял отсутствие в них нанимателей к временному.
Инстанция указала, что согласно п. 148.30 Правил № 354, перерасчёт делается только в случае, если плата начисляется по количеству проживающих (решение ВС РФ от 22.07.2020 № АКПИ20-254, определение ВС РФ от 04.08.2022 № 301-ЭС22-3743). В Тюмени применяется именно этот метод, но поскольку в квартирах нет жителей, то в муниципальных помещениях такая обязанность на местные органы власти не возлагается.
ТЭО не представил доказательств наличия потребителей в спорных квартирах, образования ТКО или эксплуатации помещений ответчиком. Опираясь на вышеизложенные доводы, суд встал на сторону администрации и отказал региональному оператору.
Как в ЖКХ выстроить системную борьбу с задолженностью с высоким КПД73780
Собственник помещения в МКД всегда обязан оплачивать содержание контейнерной площадки
Истец подал апелляционную жалобу, в которой указал на отсутствие оснований для перерасчёта платы за услуги по обращению с ТКО. В то же время ТЭО признал вывод об истёкшем сроке исковой давности и потребовал взыскать средства с ответчика только за период с ноября 2020 года.
Апелляция сделала акцент на том, что спорные помещения расположены в МКД. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 № 52-П, услуга по обращению с ТКО предоставляется всем собственникам дома, вне зависимости от фактического проживания или образования отходов. В неё входит также поддержание санитарного состояния мест накопления мусора на придомовой территории.
Инстанция пришла к выводу, что у администрации не было причин требовать перерасчёт платы за вывоз ТКО, потому что:
- по пустующим квартирам расчёт за обращение с отходами ведётся из количества собственников (п. 148.36 Правил № 354);
- корректировка возможна при временном отсутствии граждан по уважительным причинам (п. 18 Обзора ВС РФ от 13.12.2023);
- добровольное неиспользование жилья не подпадает под вышеописанные критерии и не освобождает владельца помещений от обязанности по содержанию общего имущества (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку администрация не опровергла факт оказания услуги ответчиком, суд признал требования ТЭО обоснованными, но не согласился с размером взыскания. По мнению инстанции, регоператор не учёл при расчётах льготные тарифы, установленные для жилищного фонда:
- Законом Тюменской области от 22.06.2017 № 39;
- распоряжениями от 18.12.2020 № 843/01-21, от 17.12.2021 № 437/01-21, от 25.11.2022 № 376/01-21.
Апелляция напомнила, что для жилых помещений, принадлежащих юрлицам, должен применяться тариф, установленный для населения. Иное нарушает принципы равенства и справедливости.
Учитывая это и пропуск ТЭО срока исковой давности, суд провёл контррасчёт и пришёл к выводу, что с ответчика подлежит взысканию 22 тысячи рублей долга, а также четыре тысячи в счёт пеней. Администрация Тюмени обратилась с жалобами в кассацию и в Верховный Суд России, но те не изменили решения коллег (определение ВС РФ от 27.01.2025 № 304-ЭС24-23415).
Три условия, при которых регоператор обязан вывозить габаритные ТКО601110
Орган МСУ обязан оплачивать ЖКУ по пустующим квартирам, но с учётом льготных тарифов
УО и ТСЖ при взыскании долгов за вывоз ТКО, в том числе с органов местного самоуправления, следует учитывать выводы судов из дела № А70-24724/2023:
- Срок исковой давности не должен превышать трёх лет согласно ст. ст. 195, 196, 200 ГК РФ. Долги за более ранний период не подлежат взысканию.
- Правила перерасчётов при временном отсутствии потребителя, если УО или товарищество – исполнители коммунальной услуги.
Управляющим домами следует указывать в суде, что неиспользование жилья не влияет на обязанность собственников оплачивать ЖКУ, в том числе в области обращения с ТКО.
При расчётах по площади владельцы должны вносить плату вне зависимости от использования жилья, а при начислениях из количества проживающих необходимо документарно подтвердить уважительную причину временного отсутствия в квартире (п. 18 Обзора ВС РФ от 13.12.2023). При этом следует помнить о применении льготных тарифов для собственников жилья – как физических, так и юридических лиц.