Задолженность россиян за ЖКУ увеличилась за год на 3% и на сентябрь составила 1,2 трлн рублей. Эту проблему обсудили 8 октября на круглом столе в рамках Петербургского международного газового форума. Законодатели, эксперты и представители отрасли ищут пути повышения платёжной дисциплины, в том числе через автоматизацию процессов.

На 3,2% за год выросли и долги УО и ТСЖ перед поставщиками ресурсов: они достигли 232 млрд рублей. Среди причин такого роста – неплатежи жителей МКД и увеличение числа граждан-банкротов.

Ведомства и эксперты предлагают различные способы повысить собираемость в ЖКХ. Одна из идей – сообщать гражданам о начислениях и задолженности через Госуслуги и в ГИС ЖКХ.

Также Минстрой России планирует запустить в этих системах эксперимент по автоматизации составления заявлений на судебные приказы. Использовать такой способ повышения платёжной дисциплины планирует и РЭО. Компания ожидает, что необходимый функционал появится в ГИС ЖКХ до 2025 года.

Но доработка государственных платформ может и не повлиять на собираемость: большинство потребителей не устраивает ГИС ЖКХ как источник информации и сервис для оплаты услуг. По данным опросов, 77% россиян предпочитают оплачивать ЖКУ через приложения банков.

Они удобны жителям: позволяют передавать показания и подключать автоплатежи, получать напоминания о начислениях. Ведь половина должников, как правило, просто забывает заплатить, особенно если не получили квитанцию.

Один из способов для УО решить эту проблему – заключить прямой договор на реестровый обмен. Тогда банк сможет настроить отправку клиентам уведомлений о новых счетах и напоминания о них прямо в приложении.

Такой обмен данными поможет управляющим организациям оптимизировать обработку информации о платежах и снизить число ошибок. Подобную услугу предоставляет, например, Т-Банк: благодаря прямому договору, частотность оплат удаётся увеличить с 24% до 45%.

Читайте, что ещё предпринять УО и ТСЖ для повышения собираемости платежей за ЖКУ.