По итогам I квартала 2023 года долги россиян за ЖКУ превысили 900 млрд рублей. Эта проблема остро стоит перед многими компаниями, но не для УК «СПАС-Дом» из Новосибирска: она за год в четыре раза сократила сумму долгов собственников за ЖКУ. Читайте, как ей это удалось.
Создать эффективно работающий отдел по работе с должниками
ЗАО «Управляющая компания “СПАС-Дом”» основана в 2006 году и сейчас обслуживает 632 дома в Новосибирске – это порядка 2,5 млн кв. м. В основном это здания 70-80-х годов постройки.
В 2019 году, когда количество неплательщиков по ЖКУ в обслуживаемых УО домах достигло почти 50%, руководство компании создало претензионно-договорной отдел. Он работает по двум направлениям:
- организация договорных отношений с контрагентами;
- взыскание дебиторской задолженности (далее – ДЗ) по жилым и нежилым помещениям.
В отделе работает 11 специалистов, пятеро из которых – с высшим юридическим образованием
Специалисты претензионно-договорного отдела в компании «СПАС-Дом»:
- ведут информационно-разъяснительную работу с должниками;
- отвечают на обращения граждан;
- заключают соглашения о погашении и реструктуризации задолженностей;
- готовят и подают в суды заявления о вынесении судебных приказов, исковых заявлений;
- работают с отделом судебных приставов;
- участвуют в качестве представителей в арбитражных слушаниях о банкротстве физических лиц;
- размещают ответы в ГИС ЖКХ на поступающие запросы о наличии или отсутствии задолженности по ЖКУ.
Взыскание дебиторской задолженности в ЖКХ: какой способ выбрать82710
Использовать индивидуальный подход к разным группам неплательщиков
В работе с должниками сотрудники УО разбирают каждую ситуацию отдельно, чтобы установить, почему образовалась задолженность и как можно помочь человеку расплатиться. Поэтому в управляющей организации неплательщиков подразделяют на три категории:
- Злостные.
Сюда относятся лица с низкой социальной ответственностью, а также люди, недовольные работой УО и пропагандирующие отсутствие обязанности платить за ЖКУ.
- Вынужденные.
Имеют финансовые трудности, низкий заработок, нередко приводящий к банкротству. Если в 2020 году количество жителей-банкротов в домах, которыми управляет УО, насчитывалось по 10-15 человек за год, то к 2022 году их количество увеличилось в 5-7 раз.
- Периодические.
Сюда относятся жители, которые работают вахтовым методом, те, кто забывает оплачивать счета, а также предприниматели, для которых оплата ЖКУ не является первостепенным вопросом.
«Кому-то нужно просто рассказать "за что" и на основании "чего" необходимо производить оплату, кому-то объяснить, что, если "в подъезде плохо помыли" или "не подмели двор", и он не будет платить – это не выход, есть законные способы для решения этих проблем, и совместными усилиями мы повысим качество оказываемых услуг», – таким образом описывает работу отдела директор УК «СПАС-Дом» Евгений Малай.
Технологии добрососедства: как УО наладить контакт с жителями101410
Проводить профилактику образования задолженностей и применять разные способы в работе с жителями
Среди способов профилактики и работы с должниками, которые использует УК «СПАС-Дом»:
- Реструктуризация. Один из основных методов урегулировать вопрос о погашении задолженности со стороны УО – это предложить жителям подписать соглашение о реструктуризации. В среднем из 15-20 соглашений, заключённых в месяц, его нарушают два-пять собственников.
- Постоянный контакт с жителями. По всем интересующим вопросам жители могут обращаться по телефону или на сайте. Сотрудники всегда отвечают оперативно: в течение нескольких часов.
Пример, как сотрудники УО быстро реагируют на вопросы жителей на сайте компании
- Поощрение жителей за оплату ЖКУ. УО периодически выделяет дома – «чемпионы по отсутствию задолженности». Но и здесь представители управляющей организации не забывают проявить индивидуальный подход и заботу о должниках. У них всегда есть возможность обратиться в претензионно-договорной отдел и оформить соглашение о реструктуризации задолженности.
Как УО построить коммуникацию с жителями МКД и внутри компании42540
Увеличивать собираемость платежей и делиться своим успешным опытом
До создания отдела УО к концу года могла недополучать до половины платежей за ЖКУ от жителей. После начала его работы сумма задолженности сократилась в четыре раза. Собираемость платежей только растёт, а ДЗ снизилась на 10%.
«Отдел полностью себя окупает: затраты на его содержание составляют около 12% от денежных средств, возвращённых в рамках взыскания дебиторской задолженности по всем направлениям», – отмечает начальник претензионно-договорного отдела УО Александр Кузьминок.
Создание данного подразделения снизило нагрузку на юридический отдел, который теперь занимается правовыми вопросами компании и не отвлекается на работу с исполнительными листами и судебными приказами.