На Федеральном портале нормативно-правовых актов 1 февраля 2016 года появился проект постановления Правительства РФ “О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами”.

Разработчиком проекта постановления является Минстрой РФ. Документ разработан в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет новую систему обращения с ТКО.

Публичное обсуждение проекта и независимая антикоррупционная экспертиза продлятся с 16 февраля по 1 марта 2016 года. Документ позволит осуществить корректные расчёты потребителей коммунальных услуг с их исполнителями.

В пояснительной записке к проекту сказано, что Минстрой разработал документ для внесения соответствующих изменений в Правила предоставления коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011), Правила, обязательные при заключении УК, ТСЖ, ЖСК договора ‎с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012) и Правила содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006).

Проект постановления определяет и утверждает правила оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также порядок заключения договоров на оказание данной КУ, порядок расчётов за её оказание. Документ окончательно исключает из состава содержания общего имущества в МКД сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов.

Изменения

Законодатель хочет закрепить в Правилах предоставления коммунальных услуг, что мусороприёмные камеры и мусоропроводы входят в состав внутридомовых инженерных систем МКД. Также в проекте говорится, что определение объёма ТКО осуществляется путем измерения объёма контейнеров, используемых для их накопления. Изменения определяют, что к РСО относятся также региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В проекте чётко сказано, что потребителю в качестве коммунальной услуги предоставляется обращение с ТКО: сбор, накопление, транспортировка, обработка, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в МКД.

В документе говорится, что к договорам о приобретении коммунальных ресурсов относятся также договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемые с региональным оператором по обращению с ними.

Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО не ранее даты первого приёма твёрдых коммунальных отходов по договору на оказание соответствующих услуг.

П.19 Правил оказания коммунальных услуг предлагается дополнить подпунктом «т», согласно которому управляющая компания в договоре ресурсоснабжения с региональным оператором по обращению с ТКО должна предоставить информацию в графическом виде о размещении мест накопления твёрдых коммунальных отходов и подъездных путей к ним.

Также абзац первый пункта 20 Правил предлагается дополнить аналогичным содержанием. В итоге после принятия документа данный абзац будет выглядеть следующим образом: “В договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии), а также информация в графическом виде о размещении мест накопления твёрдых коммунальных отходов”.

Также в документа оговорена ответственность управляющих компаний за содержание контейнерных площадок, мусорных контейнеров и прилегающей территории, если эти объекты входят в состав общего имущества МКД. Поскольку региональный оператор несёт ответственность за ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз.

Вот полная формулировка изменений:

«Если иное не установлено договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом ответственность за содержание контейнеров,контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном или жилом доме самостоятельно, если законодательством РФ выполнение ими таких работ не запрещено, или лица, привлекаемые собственниками помещений в МКД по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме, если их содержание не осуществляется региональным оператором в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным им с субъектом РФ, и (или) договором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.»

Потребителю запрещается «располагать твёрдые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, мусороприёмных камер, иных емкостей, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для твёрдых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размещать в контейнерах для раздельного сбора отходы, не соответствующие указанному на контейнере типу отходов.»

Для расчёта коммунальной услуги по вывозу ТКО предлагается использовать специальные формулы. Расчёты осуществляются с учётом фактического объёма вывезенных ТКО. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей.

Учёт объема ТКО осуществляется путем измерения объёма контейнеров, используемых для накопления отходов. При временном (свыше 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении производится перерасчёт размера платы за услугу по обращению с ТКО.

Объём непредоставленной в течение расчётного периода коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается исходя из продолжительности её непредоставления и норматива накопления твёрдых коммунальных отходов.

В документе также говорится, что при задолженности потребителя за коммунальную услугу по вывозу ТКО исполнитель услуги может временно прекратить приём твёрдых коммунальных отходов.

Проект постановления устанавливает периодичность вывоза мусора с контейнерной площадки. Так, региональный оператор по обращению с ТКО должен обеспечивать своевременный вывоз мусора из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже 1 раза в 3 суток, а в тёплое время (при среднесуточной температуре - свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки, то есть ежедневно.

Допускается отклонение сроков:

  • не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
  • не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и выше.

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчётного периода, в котором оно произошло, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за этот расчётный период снижается на 3,3% тарифа платежа.

Договор с региональным оператором

Изменения предлагается внести также и в Правила, обязательные при заключении УК, ТСЖ, ЖСК договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012). Так, договор на оказание услуг по обращению с ТКО предлагается заключать в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством РФ.

Другие изменения

Предлагается внести поправки в Правила содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13 августа 2006). В частности, дополнить следующей формулировкой: “Содержание общего имущества в МКД включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии установленными требованиями, если их содержание не осуществляется региональным оператором в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенным им с субъектом РФ, и (или) договором об оказании услуг по обращению с ТКО.

Изменения хотят также внести и в Минимальный перечень работ и услуг (ПП РФ №290 от 3 апреля 2013). Перечень предлагается дополнить работами по содержанию мест накопления ТКО. В эту группу работ будут входить организация и содержание мест накопления ТКО, обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок, организация сбора отходов I - IV классов опасности с последующей их передачей в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Теперь управляющим компаниям предстоит в разделе коммунальных услуг раскрывать информацию и по обращению с ТКО. Так, пп.«д» п.3 Стандарта раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23 сентября 2010) будет содержать следующие требования к размещению данных: “информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг, нормативах накопления твёрдых коммунальных отходов”.