Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов, которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.
Подробнее о переходе ТБО в ТКО читайте в этой статье
Региональная программа
Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора.
Для реализации закона в каждом регионе до 1 января 2016 года необходимо было:
- выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
- установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
- утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
- разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.
В региональную программу должны входить:
- целевые показатели;
- список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов;
- сведения об источниках финансирования;
- другие вопросы.
В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:
- местоположении источников образования ТКО;
- количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
- целевых показателях;
- местоположении сбора и накопления мусора;
- местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
- схеме потоков отходов, включая ТКО.
Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО
С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД. Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.
Опубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками ЖКУ и РСО143892
Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу, то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.
А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.
После вступления в силу Постановления Правительства РФ №1062 от 03.10.2015 года «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» сразу появилось множество вопросов. Что имеется в виду под сбором мусора? Должны ли выполнять сбор мусора УК или ТСН? Нужно ли им получать лицензию ещё и на этот вид деятельности?
Лицензирование деятельности по обращению с ТКО334130
Управляющие компании или ТСН зачастую помогают РСО в сборе и погрузке мусора. Но это не является их прямой обязанностью. Однако некоторые суды после вступления в силу закона о лицензировании деятельности по вывозу ТКО трактовали этот момент, как нарушение лицензионных требований управляющей компанией и пытались оштрафовать за это (Постановления от 23.08.2010 по делу №А56-18482/2010, от 10.12.2009 по делу №А42-2909/2009, от 01.12.2009 по делу №А42-3317/2009).
Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).
Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД. Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.
Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.
Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года, но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.
Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.
На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?
Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?
Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД. Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006, ст.30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ).
Земельный участок в составе общего имущества МКД1424364
Другой выход из ситуации возможен, если региональные органы местного самоуправления срочно оформят на себя право собственности контейнерными площадками с последующей их передачей на обслуживание региональному оператору по вывозу ТКО.
Также муниципалитеты могут заложить в городской тариф на содержание и ремонт жилья на предстоящий год стоимость обслуживания контейнерных площадок. В любом случае, при возникновении такой ситуации, рекомендуем урегулировать её с органами местной власти в своём регионе.