Контейнерные площадки МКД – потенциальный источник пожаров из-за скопления легковоспламеняющихся материалов. Несоблюдение требований пожарной безопасности грозит штрафами и угрозой жизни жителей. Узнайте, какие нормы регулируют содержание площадок под ТКО, кто за это отвечает на придомовой территории и как УО избежать нарушений.
Кто несёт ответственность за пожарную безопасность контейнерных площадок под ТКО
Правообладатели земельных участков, включая собственников придомовой территории или арендаторов, обязаны поддерживать чистоту и предотвращать накопление пожароопасных материалов (п. 67 Правил, утверждённых ПП РФ от 16.09.2020 № 1479). Это касается и контейнерных площадок, размещённых на них.
На оформленных и поставленных на кадастровый учёт участках МКД за содержание таких объектов отвечают управляющие организации или товарищества собственников жилья. Согласно пп. пп. «д, д(2), е» п. 11 Правил № 491, они обязаны обеспечивать уборку мест накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с санитарными и иными нормами.
Кто устраняет нарушения требований пожарной безопасности в новом МКД96500
Какие требования Правил противопожарной безопасности предъявляются к местам накопления ТКО
Основным нормативным актом, регулирующим пожарную безопасность контейнерных площадок, являются Правила № 1479. Такие объекты должны соответствовать строгим требованиям, чтобы минимизировать пожарные риски. Согласно п. п. 67, 68 Правил № 1479, УО обязаны:
- обеспечивать своевременную уборку мусора и сухой растительности;
- предотвращать скопление горючих материалов, таких как бумага, текстиль или древесина;
- регулярно косить траву вокруг площадки, особенно в сухую погоду.
Также необходимо проводить дезинсекцию и дератизацию, чтобы исключить привлечение грызунов, которые могут повредить контейнеры и способствовать распространению мусора.
Для предотвращения пожаров баки изготавливаются из негорючих материалов – например, металла с антикоррозийным покрытием. Пластиковые ёмкости допускаются только при наличии сертификатов пожарной безопасности, подтверждающих их устойчивость к возгоранию.
Ограждения площадок также должны быть негорючими или трудногорючими, чтобы предотвратить распространение огня. Деревянные категорически запрещены.
Пункт 71 Правил № 1479 косвенно указывает на необходимость обеспечения доступа к средствам пожаротушения вблизи мест, где могут возникнуть возгорания. УО рекомендуется устанавливать пожарные щиты с огнетушителями на расстоянии не более 50 метров от площадки. Это позволяет оперативно ликвидировать небольшие очаги возгорания.
Парковка у дома и пожарная безопасность: что нужно учесть УО801437
В каких НПА прописаны требования к местам накопления ТКО
Помимо Правил № 1479, пожарная безопасность контейнерных площадок регулируется:
В ст. 37 прописано, что юридические лица, в том числе управляющие организации, обязаны обеспечивать пожарную безопасность в домах и на придомовых территориях, в том числе предотвращать скопления горючих материалов на площадках.
Также УО следует проводить разъяснительную работу с жителями МКД о правилах пожарной безопасности. Это включает размещение информационных табличек у площадок с указанием запретов на выброс горящих окурков, спичек или опасных веществ.
Документ устанавливает нормы проведения инструктажей для персонала компаний по мерам пожарной безопасности, включая действия при обнаружении возгорания на контейнерной площадке и использование первичных средств пожаротушения.
В п. 3.6 указано, что УО и ТСЖ обязаны обеспечивать чистоту и порядок на придомовой территории, включая своевременную уборку мусора и предотвращение его скопления. Согласно пп. 3 п. 4, компании должны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные № 69-ФЗ. В п. 5.6.2 зафиксировано, что УО отвечает за исправность противопожарных систем.
Рекомендации УО по противопожарной безопасности в домах122339
Как организовать и содержать контейнерную площадку, чтобы не нарушить требования противопожарной безопасности
Отдельные нормы о местах накопления ТКО содержатся в СанПиН 2.1.3684-21:
- Согласно п. 4, расстояние от контейнерных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов – не менее 20 м, но не более 100 м.
- Они должны иметь подъездной путь и твёрдое – асфальтовое, бетонное – покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
- Вокруг площадки требуется возвести ограждение с трёх сторон высотой не менее метра, которое будет препятствовать распространению отходов за её пределы.
Сроки вывоза ТКО определяются в зависимости от среднесуточной температуры воздуха в течение 72 часов:
- при плюс 5 °C и выше – не более одних суток временного накопления;
- при плюс 4 °C и ниже – не более трёх суток.
Вывоза КГО – по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°C и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше – не реже одного раза в семь суток.
Какие штрафы предусмотрены за нарушения противопожарной безопасности на площадке под ТКО
Пожарная безопасность контейнерных площадок у МКД – комплексная задача, требующая соблюдения множества нормативных актов. УО должны не только обеспечивать уборку, вывоз мусора и обустройство таких мест, но и внедрять профилактические меры: от информирования жителей до оснащения территорий средствами пожаротушения.
Дополнение стандартных требований такими мерами, как видеонаблюдение, обучение персонала и сезонный контроль, позволяет минимизировать риски возгораний и избегать штрафов.
В случае нарушений противопожарной безопасности ответственность может быть возложена как на УО, так и на регионального оператора по вывозу ТКО, если ситуация возникла из-за переполнения контейнеров.
Согласно ст. 20.4 КоАП РФ, несоблюдение таких требований может привести к штрафам: для должностных лиц – до 15 000 рублей, для юридических лиц – до 400 000. При повторных нарушениях или в случае пожара виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Чтобы УО и ТСЖ не оказаться в такой ситуации, рекомендуем:
- разработать график уборки и проверок мест накопления ТКО;
- обеспечить наличие щитов и огнетушителей;
- проводить обучение персонала по пожарной безопасности;
- своевременно согласовывать с муниципалитетами места размещения площадок и их обустройство.