Если земельный участок под МКД входит в состав общего имущества, то УО обязана установить контейнерную площадку для сбора ТКО. Но не всегда это возможно: придомовая территория может быть слишком маленькой. Узнайте, можно ли сделать местом накопления отходов мусороприёмные камеры в МКД, если негде установить контейнеры.

Контейнерные площадки возле МКД создаёт собственник земельного участка

Возле одного из домов Тольятти не было контейнерной площадки, и мусоровозам приходилось заезжать на тротуары, чтобы забрать отходы из мусоропроводов в МКД. Асфальт при этом разрушался, а ТСЖ отказывалось выкатывать баки на улицу для погрузки мусора.

Из-за трудностей со сбором отходов региональный оператор по обращению с ТКО Самарской области обратился в администрацию города с требованием организовать возле данного МКД место накопления отходов. Муниципалитет его не исполнил, и компания обратилась в суд, но он требования не удовлетворил: создавать контейнерные площадки должны владельцы земельного участка.

Поскольку территория входит в состав общего имущества, такая обязанность возложена на товарищество (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ). Также суд указал, что по заявке ТСЖ местами сбора ТКО в данном доме являются мусороприёмные камеры (дело № А55-1228/2021).

УО обязана организовать контейнерную площадку согласно региональной схеме обращения с ТКО

Тогда регоператор подал иск к ТСЖ, считая, что оно уклоняется от обязанности создать контейнерную площадку у МКД и вынуждает компанию нарушать ПДД (дело № А55-1285/2022).

Оценив приведённые доводы, суд первой инстанции отметил:

  • Региональный оператор вывозит мусор согласно программе и территориальной схеме обращения с отходами (ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
  • Накопление ТКО допускается только на площадках, соответствующих требованиям НПА (п. 1 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
  • УО по договору управления отвечает за благоприятные и безопасные условия проживания и предоставляет потребителям коммунальные услуги (ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  • Надлежащее содержание общего имущества включает организацию мест накопления твёрдых коммунальных отходов (п. 26 Минимального перечня № 290, пп. «д» п. 11 Правил № 491).

Судья заключил, что ТСЖ в силу закона обязано сформировать на придомовой территории отдельную контейнерную площадку, а также свободный подъезд к ней (п. 3.7.1 Правил № 170, приказ Минэнергетики и ЖКХ Самарской области от 23.09.2016 № 228, письмо Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802).

Если создать площадку ТКО у дома невозможно, то УО сообщает об этом в орган МСУ

ТСЖ обжаловало данное решение в апелляционном суде и настаивало, что площадки под ТКО уже организованы. Администрация, выступая со стороны ответчика, отметила:

  1. В спорном МКД по заявке ТСЖ местами сбора ТКО являются мусороприёмные камеры (постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).
  2. Для подъезда к ним регоператор должен использовать спецтранспорт грузоподъёмностью до 3,5 тонн.
  3. Возле дома не установить контейнерную площадку по требованиям законодательства и СанПиН, так как из-за плотности застройки невозможно соблюсти нормативы (п. 1 ст. 13.4 № 89-ФЗ, абз. 5 п. 2 Правил № 1156).

Также инстанция указала, что регоператор обязуется принимать мусор в объёме и в местах накопления, которые определены в договоре с собственником ТКО (пп. «б» п. 148(22) Правил № 354, ст. 1, ч. 2 ст. 24.7 № 89-ФЗ). Нормы НПА позволяют считать местом накопления отходов мусорные камеры МКД (п. 10 Правил № 1156).

Суд отметил: движение машин коммунальных служб по тротуарам и пешеходным дорожкам допускается, если отсутствуют другие пути подъезда к обслуживаемым объектам (п. 9.9 постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Апелляционный суд отменил решение первой инстанции как неисполнимое и добавил:

  • В силу ч. 2 ст. 24.7 № 89-ФЗ регоператор должен принимать отходы из контейнеров действующей системы мусоропровода в спорном МКД.
  • Стороны могут прописать в договоре условия и порядок такого вывоза ТКО (п. 8(10) Правил № 1156).

Кассация признала решение обоснованным и оставила его без изменений.

Мусоропровод может быть площадкой сбора ТКО, если это соответствует НПА и договору с регоператором

Региональный оператор по обращению с ТКО направил жалобу в Верховный суд России и указал, что собственники заключили с ним прямые договоры. ВС РФ учёл данный факт, а также отметил, что непонятно, что требовал регоператор: изменить место погрузки отходов в мусоровоз, создать новую площадку или скорректировать территориальную схему.

Инстанции при оценке обстоятельств дела также не выяснили:

  • кто исполнитель КУ по обращению с ТКО;
  • голосовали ли собственники при создании ТСЖ за сохранение порядка сбора отходов;
  • соответствуют ли спорные мусопроприёмные камеры нормам НПА.

ВС РФ отменил решения нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение. При этом он рекомендовал, чтобы суды учли следующее:

  • Администрация установила для спорного дома только три точки сбора ТКО из мусороприёмных камер, но подъездов в нём 12.
  • Персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз баков к месту перегрузки в мусоровоз (пп. «г» п. 5.9.10 Правил № 170).

В случае если площадь земельного участка не позволяет УО создать контейнерную площадку в соответствии с НПА, то такая обязанность ложится на орган местного самоуправления (ст. 8 № 89-ФЗ, п. п. 24, 25 Обзора судебной практики Президиума ВС РФ от 13.12.2023).

Органы МСУ создают контейнерные площадки возле МКД независимо от принадлежности земли под ним

Мусорная реформа началась в 2019 году, но до сих пор остаётся много спорных вопросов, которые приходится разрешать судам. Среди них – при каких условиях и кто должен организовать контейнерные площадки у многоквартирных домов.

Исходя из выводов суда по делу № А55-1285/2022, управляющая организация вправе сделать мусорные камеры местом накопления ТКО, если:

  1. Докажет, что у дома нельзя создать такие места по требованиям НПА.

Например, невозможно соблюсти положения п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3.7.6 Правил № 170: расстояние от жилых домов до баков – 20-100 метров.

  1. Согласует такой способ накопления отходов с муниципалитетом и регоператором.

Если УО не может соблюсти данные требования при создании места сбора ТКО, тогда она должна оповестить об этом орган МСУ, который по общему правилу обязан организовать площадку на другой территории и сообщить об этом жителям МКД (ст. 8 № 89-ФЗ, п. 24 Обзора).