ФАС России направила в свои территориальные органы подробное письмо о том, когда действия регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителей считаются нарушением № 135-ФЗ. Ведомство разобрало вопросы заключения договоров, коммерческого учёта ТКО и отказа регоператора от выполнения своих обязательств. Читайте обзор письма.

ФАС России определила основные нарушения в пяти сферах работы регоператора по обращению с ТКО

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно рассказала о доминирующем на рынке положении региональных операторов по обращению с ТКО и их работе по вывозу отходов. Письмо – это разъяснения для территориальных органов ведомства, методическая помощь по вопросу выполнения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Документ будет интересен управляющим многоквартирными домами и жителям МКД, заключающим договоры с регоператорами и зачастую ведущим с ними судебные споры. Оно разделено на несколько блоков:

  1. Доминирующее положение регионального оператора.
  2. Порядок и особенности заключения договора по обращению с ТКО.
  3. Нарушение порядка заключения договоров в сфере обращения с ТКО.
  4. О порядке коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО.
  5. Порядок сбора и вывоза ТКО.

Делаем краткий обзор каждого блока в помощь УО и жителям домов при построении отношений с регоператорами по обращению с ТКО.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с ТКО – это юридическое лицо, обязанное заключить договор на оказание соответствующих услуг с собственником отходов. Лицо признаётся регоператором на основании конкурсного отбора в субъекте РФ (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ).

Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).

Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.

Изменение существенных условий типового договора с потребителем

Согласно ч. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ, собственники отходов обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Для него договор является публичным: он не вправе отказать потребителю в его заключении.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.7 № 89-ФЗ, такой договор заключается по типовой форме, утверждённой ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.

Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.

Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).

Несоблюдение требований СанПин к периодичности вывоза мусора из мест его накопления

ФАС России в письме от 11.08.2021 №ВК/67016/21 подробно остановилась на вопросе, должен ли регоператор соблюдать санитарные нормы и правила по срокам и периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок.

Согласно п. 3 Правил № 1156, регоператоры работают с учётом экологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эта деятельность должна быть безопасной для населения и окружающей среды.

Законы в сфере обращения с ТКО устанавливают императивные требования для регоператора в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по вопросу периодичности вывоза мусора с площадок. Так, она должна соответствовать срокам временного накопления несортированных отходов, установленным санитарными правилами и нормами.

Указанная позиция поддерживается судебной практикой:

Нарушение порядка заключения договора в сфере обращения с ТКО и урегулирования разногласий

Порядок заключения договора между регоператором по обращению с ТКО и потребителем зафиксирован в Правилах № 1156. Согласно п. 8.17 Правил № 1156, в течение одного месяца со дня заключения соглашения с властью субъекта РФ компания извещает потребителей о необходимости подписать договор.

Если потребитель не направил компании заявку в соответствии с п.п. 8(5)–8(7) Правил № 1156, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора. Если же заявка поступила, то регоператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю два экземпляра подписанного проекта договора.

У потребителя также есть 15 дней на то, чтобы согласиться на предложение или же составить мотивированный отказ. К отказу собственник прилагает предложения по изменению проекта. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения письма знакомится с предложениями и принимает меры по урегулированию разногласий. Если регоператор этого не сделает, то ФАС России рассматривает его действия как признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.

Навязывание потребителю невыгодных условий коммерческого учёта ТКО

Ещё один вызывающий споры и разногласия вопрос – порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО. В соответствии с п. 15 типового договора, стороны обязаны выбрать способ коммерческого учёта отходов в соответствии с Правилами № 505.

Согласноп. 5 Правил № 505, п. 148(30) Правил № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях учёт ТКО ведётся исходя из нормативов накопления отходов. В случае если введено раздельное накопление отсортированных ТКО – исходя из количества и объёма контейнеров. При раздельном сборе отходов расчёты «по факту» являются обязательными для регоператоров.

Если регоператор навязывает потребителям иные, невыгодные условия коммерческого учёта ТКО, то такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ).

Отказ от выполнения обязанностей по вывозу ТКО при наличии действующего договора

В НПА нет случаев, при наступлении которых регоператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, компания обязана оказывать соответствующую услугу потребителям. Регоператор не может отказаться от вывоза отходов, если у потребителя накопилась задолженность или суд рассматривает спор между ним и компанией.

Действия регионального оператора, выразившиеся в неправомерном отказе от вывоза ТКО, могут рассматриваться на предмет нарушения запрета, установленного п. 4 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Например, решение ФАС от 16.09.2020 по рассмотрению жалобы на решение и предписание Челябинского УФАС России от 30.04.2020 по делу № 074/01/10-1537/2019.

На заметку

Управляющие домами и собственники помещений, которые заключают договоры с региональными операторами по обращению с ТКО, должны помнить, что:

  • регоператор занимает доминирующее положение на рынке и не вправе злоупотреблять этим положением при заключении договора на свои услуги;
  • коммерческий учёт ТКО в отношении жителей многоквартирных домов должен вестись исходя из нормативов или по «факту», что должно быть прописано в договоре;
  • при наличии раздельного сбора отходов расчёт платы за мусор всегда должен исходить из количества и объёма установленных на площадке контейнеров;
  • регоператор не вправе прекратить вывозить мусор, если у жителей дома или УО есть перед ним задолженность или компания в суде оспаривает нормативы коммунальной услуги, условия договора.

Мы уже приводили примеры судебных споров между потребителями и регоператорами в отношении способа расчётов за услуги по обращению с ТКО. В одном ТСЖ смогло доказать, что вправе платить только за фактический объём вывезенного мусора, а в другом УО добилась перерасчёта платы за эту услугу в отношении нескольких МКД, поскольку регоператор неправомерно вёл расчёты не по нормативу, а по факту.

Если вы считаете, что региональный оператор в отношении МКД под вашим управлением нарушает нормы законодательства в сфере обращения с ТКО, используйте письмо ФАС России и судебную практику, чтобы это доказать.