Внедрение современных технологий сейчас – один из главных трендов в ЖКХ: среди них онлайн-взыскание долгов, удалённое управление теплосетями, взаимодействие с потребителями через нейросети. Собрали новые примеры такой работы. Читайте, как умные устройства помогают УО и органам МСУ содержать в надлежащем состоянии дворы и инженерные системы.
Поддерживать порядок на придомовой территории и комфорт в холле
В летний период для УО актуально содержание зелёных насаждений во дворах МКД. Для оптимизации этих работ в Щёлкове Московской области коммунальные службы тестируют роботов-газонокосильщиков.
Один такой аппарат имеет скорость покоса 10 га/час. Машина управляется дистанционно через пульт: оператор может отдавать команды, находясь на расстоянии до 200 метров. Отсутствие необходимости носить или передвигать устройство вручную значительно сокращает трудозатраты.
Этим роботам не нужен ограничительный шнур: чтобы упростить работу управляющего аппаратом, границы придомового участка можно задать в специальном приложении, а также обозначить цветники и клумбы, которые нет надобности подстригать. Крупные препятствия, например, деревья, машина распознаёт и огибает самостоятельно.
Пример робота-газонокосильщика, который также оснащён функцией расчистки снежных заносов и может применяться УО для уборки территорий зимой
Другим помощником в содержании МКД стал робот-консьерж из Москвы. Он работает на базе сервиса, специализирующегося на управлении умными домами. Робот подключён к цифровой системе, что позволяет ему контролировать функционал помещений в реальном времени – от домофонов и видеонаблюдения до парковки и инженерных систем.
Электронный консьерж различает жителей, сотрудников УО и гостей – и в соответствии с этим выбирает сценарий общения. Он распознаёт голосовые запросы и может выполнять несколько функций одновременно.
Робот-консьерж в ЖК бизнес-класса
Три шага к цифровой трансформации компании: советы и решения для ЖКХ32860
Предотвращать перебои в подаче ресурсов и мониторить накопление отходов
Ранее мы уже рассказывали о том, как РСО и сетевые компании разных регионов внедряют роботов для проверки состояния обслуживаемых коммунальных объектов. Осенью 2024 года водоканал Сочи проводил телеинспекцию трубопроводов с помощью видеокамер на самоходных аппаратах и плотах с источниками света.
Теперь и РСО Новосибирска начали использовать роботов для обследования теплосетей. Небольшие машины, оборудованные модулями визуально-измерительного и магнитного контроля, запускаются в трубы и продвигаются по ним, выводя информацию на экраны специалистов. Таким образом фиксируются как крупные дефекты, так и незначительные коррозии и трещины.
Как и в случае с Сочинским водоканалом, данный подход даёт возможность проводить диагностику в любое время года, потому что не требуется прерывать подачу ресурса, вскрывать сети и разрывать большие участки грунта над ними. Роботы теплоснабжающей организации Новосибирска способны проходить от 300 до 500 метров трубопровода.
Использование технологий повышает точность обследований и скорость ремонтных работ на сетях, а также снижает аварийность и помогает придерживаться графика при планировании профилактики.
Аппарат начинает движение по трубе
Минчистоты Подмосковья сообщило о внедрении цифровых датчиков в систему контроля наполняемости контейнеров для ТКО. Испытания проходят в деревне Петрушино Ленинского района.
Установленная система измеряет количество мусора в подземных бункерах для твёрдых коммунальных отходов с помощью ультразвуковых датчиков. Затем данные поступают на сервер регионального оператора, что позволяет своевременно вывозить мусор и избегать переполнения баков и загрязнения территорий.
Круглосуточный мониторинг помогает оператору по обращению с ТКО прокладывать маршруты, снижать затраты на логистику и повышать качество услуги по вывозу отходов.
Уборка снега у МКД и возможности чата GPT: рассказывают эксперты63380
Своевременного устранять нарушения в содержании дворов и площадок для сбора ТКО
Ранее мы писали о появившихся технологиях на основе ИИ, которые дают возможность наблюдать за уборкой улиц и дворов Санкт-Петербурга в режиме реального времени. Министерство по содержанию территорий и госжилнадзору МО также применяет в работе умные машины: мобильные комплексы, инспектирующие районы и фиксирующие нарушения на видеокамеру. Среди наиболее частых:
- наличие ям в дорожном полотне,
- несвоевременная уборка общественных пространств,
- неправильное обслуживание контейнерных площадок и парковка вблизи них,
- вандальные надписи.
Собранная информация направляется ответственным за содержание территорий организациям и службам для устранения дефектов.
Какие инженерные решения УО и ТСЖ используют при содержании домов79550
Повышать уровень обслуживания МКД и взаимодействия с собственниками
Многочисленные примеры применения автоматизации и ИИ в сфере ЖКХ, о которых мы говорили ранее, показывают, как такие решения улучшают работу УО и ТСЖ. В частности, они помогают фиксировать, минимизировать, а иногда и полностью предотвращать нарушения, а также:
- решают проблему систематических затоплений подвала;
- помогают управляющим организациям разрабатывать стандарты;
- создают для собственников отчёты о работе компаний;
- контролируют состояние ВДИС и сокращают расходы при управлении домом.
В работе АДС исполнители ЖКУ всё чаще используют возможности искусственного интеллекта. Например, в сервисе «АДС на 100%» нейросеть обрабатывает обращения жителей МКД, анализирует диалог и выделяет из него информацию о заявителе, адресе и подробностях заявки. Это помогает диспетчерам быстрее обрабатывать обращение.
А вашим сотрудникам уже помогает ИИ? Попробуйте работать вместе с ним через сервис «АДС на 100%»: