В прошлом году мы много говорили о решении ежедневных вопросов УО и ТСЖ с помощью современных технологий и инновационных сервисов. Одно из таких решений –  банковские экосистемы. Об их преимуществах, а также о трансформации рынка платежей за ЖКУ и консервативных плательщиках поговорили с Натальей Максановой, руководителем продукта «Дом» Т-Банка.

Повышают долю онлайн-платежей за ЖКУ и сокращают расходы на печать квитанций и чеков

– Что сегодня происходит на рынке оплаты ЖКУ?

Начну с того, что цифровизация платежного рынка кардинально изменила ожидания клиентов от взаимодействия с банками. И важным этапом этой революции стало создание финансовых экосистем. Несколько лет назад никто не мог предположить, что оплата счетов по бумажным квитанциям через кассу станет делом прошлого.

В прошлом году более 80% платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в Москве оплачивались онлайн. Напомню, что Минстрой в 2021 году ставил задачу довести в России долю онлайн-оплаты коммуналки до 80% к 2030 году. А Москва достигла этого показателя ещё год назад. Такого прогресса удалось добиться благодаря широкому применению  цифровых технологий.

Исключают случаи внесения платы по поддельным платёжным документам

– Как считаете, если цифровизация неминуема, почему тогда некоторые россияне всё ещё пользуются бумажными квитанциями?

Прежде всего  для граждан старшего поколения важно иметь такой документ. И увы, именно они чаще всего попадаются на уловки мошенников, которые рассылают поддельные квитанции. Доверчивые граждане даже не подозревают, что это фейк, поскольку документ полностью идентичен настоящему.

Вторая важная причина – отсутствие навыков взаимодействия с гаджетами и с электронным форматом платёжных документов.

 – Как можно бороться с мошенниками, подделывающими платёжные документы за ЖКУ?

Считаю, что необходимо полностью отказаться от бумажных квитанций. Сейчас есть безопасные альтернативы: например, использование банковского приложения исключает подделку документа. Банк выступает в роли провайдера платёжных услуг, взаимодействуя напрямую с поставщиками ЖКУ и обеспечивая безопасность транзакций. Поэтому гражданам и УО выгоднее защищаться от мошенничества в онлайн-пространстве и в сотрудничестве с банками.

Помогают повысить собираемость платежей за все жилищно-коммунальные услуги

 – Есть ли решение для популяризации онлайн-оплаты ЖКУ среди старшего поколения?

Помочь пожилым гражданам с оплатой услуг ЖКХ могут их дети и внуки. К примеру, в приложении Т-Банка есть сфера «Дом» – специальный раздел, где собраны сервисы для управления жильём. Здесь клиенты могут не только оплачивать свои счета за ЖКУ, охрану и интернет, но и счета своих родственников.

В сферу можно подключить неограниченное количество помещений: актуальные квитанции автоматически загружаются после ввода адреса проживания, что значительно упрощает процесс учёта расходов на ЖКУ

– Такие функции есть в приложениях других банков?

Есть, но частично. Сейчас многие финансовые экосистемы стремятся расширить их масштабы. Ведь основная функция таких мобильных приложений – выполнение финансовых операций – идеально сочетается с возможностью предоставить клиентам широкий спектр услуг, охватывающих различные аспекты жизни. Многие крупные банки предлагают оплатить ЖКУ через QR-коды или ввод реквизитов, но внести платежи за многие другие коммунальные услуги, например, интернет или охрану не получится в одном приложении банка.

В разделе «Дом» Т-Банка доступны все опции для заботы о доме: можно оплачивать отопление, интернет, охрану и водоснабжение, даже если клиент уехал в тёплые края на зиму. Там же можно приобрести страховой полис на недвижимость.

Снижают нагрузку на сотрудников финансовых отделов УО и ТСЖ и упрощают процесс оплаты квитанций

– А какая в этом выгода для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов?

Автоматизация процессов и интеграция всех функций в одном интерфейсе приносят выгоду как пользователям, так и поставщикам ЖКУ. Например, жители дома могут оплачивать счета через приложение, настраивать автоплатежи и получать уведомления от банка о долгах и сроках внесения денег, что повышает собираемость платежей.

Там же пользователь вводит показания ИПУ, и банк автоматически отправит готовый реестр бухгалтеру управляющей организации. Все данные уже проверены и представлены в едином формате. Это значительно снижает нагрузку на финансовый отдел компании и упрощает процесс оплаты счетов для жителей МКД.