Знаете ли вы, что многие Госжилинспекции на своих сайтах не только отчитываются о работе и публикуют официальные пресс-релизы, но и дают ответы на вопросы управляющих МКД и жителей. Собрали интересные УО и ТСЖ разъяснения надзорных органов за весну 2025 года.

Требование к проведению УО личного приёма граждан

Госжилинспекция Тюменской области напомнила УО, что у собственников и пользователей помещений в МКД должна быть возможность обращаться в действующий офис компании или в многофункциональный центр при наличии соответствующего договора. Согласно Правилам № 416:

  • Представительство управляющей организации нужно располагать в пешей доступности от обслуживаемых домов – на расстоянии не более трёх километров.
  • Уполномоченные сотрудники УО обязаны проводить приём граждан в офисе или МФЦ не реже одного раза в месяц.
  • Информация о днях и часах такого приёма размещается на стендах в многоквартирных домах и в представительствах компании, в ГИС ЖКХ.
  • У жителей МКД должна быть возможность записаться на встречу непосредственно в офисе УО, по телефону или с использованием системы.

Содержание площадки под ТКО в тёплое время года

О том, как правильно содержать контейнерные площадки в тёплое время года, рассказала ГЖИ Новосибирской области. УО и ТСЖ обязаны:

  • надлежащим образом организовывать такие места для накопления ТКО,
  • производить их своевременную уборку,
  • при необходимости проводить дезинсекцию и дератизацию.

Региональный оператор в свою очередь должен убирать место погрузки ТКО и оставлять площадку для накопления отходов чистой. Согласно п. 17 прил. 1 Правил № 354, при температуре воздуха +5°C и выше в течение трёх суток нужно вывозить ТКО один раз в сутки, а КГО – по мере их накопления, но не реже одного раза в семь дней.

Техническое обслуживание домофона

Инспекция Ставрополья дала разъяснения по содержанию и ремонту домофонов в МКД. Ведомство отметило, что такое запирающее устройство, обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества, но не всегда входит в его состав.

Согласно пп. «а» п. 1 Правил № 491, список такого имущества определяют собственники в МКД. Домофонная система является его частью в двух случаях:

  • если на это есть решение общего собрания;
  • когда она установлена в доме на момент его ввода в эксплуатацию.

Тогда техническое обслуживание домофона включается в размер платы и перечень работ и услуг по договору управления. Их состав и стоимость, порядок её изменения определяются на ОСС с учётом предложений компании. Если решение принято, то является обязательным для всех собственников в МКД, пока суд не признает его недействительным. Обслуживать домофонную систему УО может сама или заключив договор со специализированной организацией.

Количество вопросов в повестке дня ОСС

Орган ГЖН Ставрополья ответил, установлены ли законодательством ограничения на количество вопросов повестки дня на ОСС. Ведомство напомнило, что, согласно ч. ч. 3, 4 ст. 46 ЖК РФ, п. 3, пп. «б» п. 12 Требований № 44/пр, в повестку любого собрания собственников в МКД инициатор обязательно включает общие вопросы:

  • избрание членов счётной комиссии, председателя и секретаря;
  • определение места, где будут размещать результаты голосования;
  • выбор места хранения документов ОСС.

При этом не допускается объединять разные вопросы в одной формулировке – по каждому должно быть получено чёткое и однозначное решение: «за», «против» или «воздержался». Также запрещено использовать пункты «иное», «другое», «разное» (п. 17 прил. 2 Требований № 44/пр). Ограничений по максимальному количеству вопросов повестки дня в НПА не установлено.

Уведомление об отключениях ГВС через систему

Исполнители коммунальных услуг обязаны информировать потребителей о предстоящих плановых и внеплановых отключениях, используя ГИС ЖКХ. Об этом накануне старта в регионах периодов без горячей воды напомнил орган ГЖН Смоленской области.

Такое требование закреплено ст. 6 № 209-ФЗ и пп. «б» п. 117 Правил № 354. Уведомление должно содержать:

  • адрес дома,
  • дату и точное время отключения,
  • срок восстановления коммунальной услуги.

За неразмещение информации предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.2 КоАП РФ с наказанием должностных лиц в виде предупреждения или штрафа в 5–10 тысяч рублей, за повторное нарушение – до 20 тысяч.

Подача заявления на получение или продление лицензии

Орган ГЖН Мурманской области напомнил, что подать заявление на получение лицензии по управлению МКД можно на Госуслугах. Это касается и случаев, когда требуется продлить срок её действия, внести изменения в региональный реестр при смене наименования юрлица, получить сведения из него.

Ведомство разработало и прикрепило к сообщению понятную инструкцию по каждому шагу, который нужно сделать для отправки заявления через Госуслуги. Первые из них – поиск раздела «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и выбор цели обращения через кнопку «Начать».

Многие поля при формировании заявки заполняются автоматически – информацию нужно только проверить. Форма потребует прикрепить данные о квалификационном аттестате руководителя УО.

Запись на профилактический визит инспектора ГЖИ

Многие органы ГЖН также опубликовали на сайтах инструкцию, как юрлицам записаться на профилактический визит контрольно-надзорных ведомств. Это форма КНМ позволяет снизить административную нагрузку на бизнес, когда компания может добровольно пригласить сотрудника для консультаций без риска получения штрафа.

Ведомства указали, что запланировать такой визит можно онлайн через портал Госуслуг в разделе «Контроль и надзор», выбрав удобный формат: личную встречу с проверяющим или удалённый визит с использованием приложения «МП Инспектор».

«Дистанционное взаимодействие способствует снижению нагрузки как на государственные органы, так и на бизнес, повышает качество и эффективность проверочных мероприятий», –подчёркивают ГЖИ в сообщении.

Заявления рассматриваются инспекторами в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации. В случае принятия решения о проведении профилактического визита контрольный орган в течение 20 рабочих дней согласует с предпринимателем дату.

Уважаемые читатели, рекомендуем вам следить за сайтами региональных ГЖИ, чтобы вовремя получать важную информацию и знать о позициях инспекции по важным вопросам в сфере управления МКД.

Вы из ГЖИ, другого надзорного органа и хотите донести до тысяч УО, ТСЖ и кооперативов полезные рекомендации или разъяснения? Напишите нам на smi@roskvartal.ru или на @rk_smi.