В августе мы получили десятки различных вопросов от наших подписчиков на портале, в группе ВК, в Яндекс.Дзене и в Телеграм-канале. На пять из них мы ответили ранее. Публикуем новую подборку: узнайте, могут ли самозанятые обслуживать газовое оборудование и кто отвечает за бесхозные газовые трубы у дома без УО.

Могут ли самозанятые проводить техническое обслуживание ВДГО, лифтов и противопожарных систем

Могут ли самозанятые проводить техническое обслуживание ВДГО, лифтов или противопожарных систем?

Эти работы предусмотрены ПП РФ № 290 о надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, о правилах и порядке оказания услуг и выполнения работ. Конкретные требования к отдельным элементам и системам МКД регламентируются специализированными НПА.

ТО ВДГО – постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410. В соответствии с п. 91 Правил № 410, в штате организаций должны быть квалифицированные сотрудники:

  • с профильным образованием,
  • прошедшие необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по его итогам.

В силу п. 92 Правил № 410, для таких сотрудников должны быть разработаны и утверждены должностные и производственные инструкции, в которых прописываются их права и ответственность. На основании п. п. 93, 94 Правил № 410, специалисты должны проходить переаттестацию и инструктаж по технике безопасности.

ТО лифтов – постановление Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744. Согласно п. 17 Правил № 1744, для проведения таких работ должны быть зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В письме от 13.01.2021 № 480-ОГ/04 Минстрой РФ разъяснил, что для работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов юрлица и ИП должны состоять в соответствующем реестре Ростехнадзора.

ТО противопожарного оборудования – постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Согласно п. 54 Правил № 1479, к работам по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию (ПП РФ от 28.07.2020 № 1128).

Таким образом, самозанятый не вправе оказывать услуги и выполнять работы по техническому обслуживанию газового, лифтового оборудования и систем пожарной безопасности.

Является ли УО платёжным агентом, если она исполнитель коммунальных услуг

УО не хочет быть платёжным агентом, но собственники голосуют против перехода на прямые договоры с РСО. Как компании быть? А при выставлении платы за КР на СОИ?

В соответствии с ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация вправе проводить расчёты с жителями МКД и взимать плату за ЖКУ при участии платёжных агентов. Об этом говорится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, платёжный агент – это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор о приёме денег от физических лиц.

Как указано в письме Минстроя России от 21.01.2015 № 966-ОД/04, положение п. 63 Правил № 354, определяющее возможность внесения потребителем средств за коммунальные услуги исполнителю или платёжному агенту, основано на ч. 15 ст. 155 ЖК РФ. Такой агент на основании договора принимает от плательщиков деньги и перечисляет их поставщику услуг.

Если оплата за ЖКУ поступает напрямую в УО как исполнителю услуг, то она не является платёжным агентом: выступает в качестве поставщика.

Кто ответит за обрыв бесхозяйного газопровода у дома без управляющей организации

В кронах деревьев у МКД проходит газопровод. У дома нет управляющей организации. Жители просят спилить деревья во избежание повреждения сетей. РСО отвечает, что газовые трубы у неё на балансе не состоят. Кто будет отвечать в случае, если что-то случится?

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения УО для многоквартирного дома с невыбранным или нереализованным способом управления. Выбрать компанию в таком случае должен орган МСУ, если объявленный им открытый конкурс не состоялся (п. 2 Правил № 1616, ч. ч. 5, 6 ст. 200 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 29.09.2022 № 22, в случае бездействия органа власти его можно привлечь к ответственности за нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (постановления АС Московского округа от 27.07.2021 по делу № А40-83408/2020, от 25.12.2020 по делу № А40-83408/2020).

Правила № 1616 исходят из того, что исполнителем коммунальных услуг при временном управлении МКД является РСО. Управляющая организация занимается только эксплуатацией – текущим содержанием и ремонтом.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ, собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения:

  • создаёт инженерные системы контроля и предупреждения и аварийно-спасательную службу;
  • разрабатывает планы локализации аварий;
  • готовит работников к таким действиям.

Отсутствие собственника у газопровода влечёт невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ обязанности по его техническому обслуживанию и ремонту, содержанию сетей в исправном и безопасном состоянии.

Согласно ст. 225 ГК, поставить бесхозные сети на учёт и передать их в собственность должен орган местного самоуправления. Поэтому всю полноту ответственности за многоквартирный дом, в котором не выбран способ управления, в случае возникновения аварийных ситуаций несёт орган МСУ.

Жителям следует обратиться в прокуратуру или ГЖИ с заявлением о бездействии администрации, а также о понуждении принять в собственность бесхозяйный участок газопровода.

Вправе ли провайдер протянуть  над дорогой сети от одного МКД к другому

Провайдер хочет протянуть провод от оборудования, установленного на одном МКД, через дорогу – к другому дому. Насколько правомерны такие действия?

20 августа 2024 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 06.08.2024 № 1055 с правилами взаимодействия оператора связи и управляющих организаций при установке, эксплуатации и демонтаже сетей в доме.

Как написано в п. 16 Правил № 1055, оператор связи составляет проект монтажа сетей связи, выполненный с учётом конструктивных особенностей МКД и градостроительных норм. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, для установки оборудования по согласованию с собственником они могут использовать иные объекты: здания, опоры, мосты, тоннели.

Как указано в п. 3 постановления Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106, недискриминационный доступ к инфраструктуре допускает применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

Таким образом, прокладка провода от одного МКД к другому законодательно не запрещена. Однако в некоторых субъектах РФ приняты НПА, не позволяющие размещать подвесные линии связи между домами, например, п. 29.20 решения Казанской городской Думы от 18.10.2006 № 4-12.

Есть вопросы по управлению МКД, предоставлению ЖКУ, капремонту и других аспектах работы УО и ТСЖ? Оставляйте их в комментариях: на самые интересные и важные ответят наши эксперты.

Хотите поделиться опытом или узнать мнение коллег? Подписывайтесь на наш телеграм-канал – и обсудите проблемные вопросы с УО, ТСЖ и кооперативами из других регионов.