В 2023 году утверждён ряд НПА, которые регулируют надзор за лифтами, ввод в эксплуатацию и правила их обслуживания в МКД. Сделали подборку таких документов, а также обзор обновлённых Правил организации безопасного использования и содержания лифтов с требованиями к УО и ТСЖ, а также АДС этих организаций.
Самостоятельно вводить лифты в эксплуатацию
С марта 2023 года вступили в силу НПА, которые касаются контроля за безопасной эксплуатацией лифтов в многоквартирных домах и их регистрации после замены или ремонта:
Кабмин упростил и ускорил процесс приёмки лифта после модернизации или замены, прописанный в ПП РФ № 743. Теперь УО и ТСЖ вводят подъёмник в эксплуатацию, без участия сотрудников Ростехнадзора.
Кабмин назначил орган власти, который отвечает за этот вид контроля, и утвердил положение о нём. Ростехнадзор проверяет работу оборудования и деятельность юрлиц и ИП по использованию и содержанию лифтов (п. 4 Положения № 241). Ростехнадзор вправе проводить такие виды внеплановых мероприятий, как выездная и документарная проверки. Срок их проведения не может превышать 10 рабочих дней.
- Приказ Ростехнадзора от 17.02.2023 № 72, которым надзорный орган утвердил перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Четыре новых НПА о надзоре за состоянием лифтов и правилах их замены380260
Уведомлять Ростехнадзор о смене владельца лифта и отвечать за сохранность документов на оборудование
Действующие требования к организации безопасного использования и содержания лифтов и подъёмных платформ для инвалидов, которые должны соблюдать УО и ТСЖ, утверждены ПП РФ № 743. Постановление действует до 1 сентября 2024 года, когда в силу вступит новое – от 20.10.2023 № 1744.
Этим документом Правительство РФ обновило требования к организации безопасного использования и содержания лифтов. Правила № 1744 не касаются оборудования метрополитенов и шахт, грузовых подъёмников и объектов, используемых в частных домах.
Правила № 1744 в первой части содержат перечень понятий, среди которых – «владелец объекта». В многоквартирных домах это УО или ТСЖ, кооператив, выбранные или созданные согласно п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ. Если в МКД – непосредственное управление или выбранный способ не реализован, то владельцем лифта считается обслуживающая его организация (абзацы 5, 6 п. 3 Правил № 1744).
В соответствии с п. 16 Правил № 1744, владелец объекта обеспечивает выполнение работ по его монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту самостоятельно или на основании договора со специализированной организацией.
Согласно п. п. 9, 15 Правил № 1744, при смене владельца – например, если собственники выбрали другую УО или создали ТСЖ – новый отвечает за наличие документов на оборудование. В течение 10 рабочих дней со дня перехода права владения и пользования лифта он направляет в Ростехнадзор уведомление об этом, в том числе через Госуслуги.
Обязан ли обслуживающий лифты подрядчик передать УО документы на них143890
Обеспечивать выполнение 18 требований к безопасной эксплуатации лифта
Обязанности владельца лифта так же, как и в Правилах № 743, прописаны в п. 4 нового документа: он включает 18 подпунктов, некоторые из них скорректированы по сравнению с ПП РФ № 743.
В пп. «п» убрана отсылка к приложению с перечнем нарушений, при выявлении которых лифт необходимо вывести из эксплуатации. Такого перечня в новых Правилах № 1744 нет, и требование переформулировано.
В зависимости от вида лифта его безопасная эксплуатация включает:
- соблюдение требований технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» и Правил № 1744, руководств по эксплуатации объекта и системы диспетчерского контроля;
- обеспечение соответствия параметров подъёмника основным техническим данным и характеристикам, указанным в сопроводительной документации;
- осмотры оборудования, его содержание и ремонт;
- организация аварийно-технического обслуживания в соответствии с п. п. 18 и 19 Правил № 1744 и руководства по эксплуатации;
- проведение технического освидетельствования лифта в течение назначенного срока службы и обследования – по истечении этого срока;
- устранение нарушений и неисправностей, выявленных при осмотрах;
- обеспечение безопасного доступа персонала к сооружениям и техническим устройствам лифта, в том числе во вспомогательных помещениях;
- хранение документов на оборудование, указанных в п. 9 Правил № 1744, и ключей от технических помещений, их выдача сотрудникам, обслуживающим лифт;
- размещение в кабине и на основном посадочном этаже информации, установленной Правилами № 1744, – на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей;
- остановка лифта после обнаружения неисправностей, угрожающих безопасному использованию объекта, – до их устранения;
- обеспечение работы двусторонней переговорной связи между кабиной и персоналом, а также электроэнергией в случае прекращения энергоснабжения оборудования.
Также владелец объекта отвечает за квалификацию сотрудников, которые обслуживают и ремонтируют оборудование, и должен назначить ответственного за организацию эксплуатации лифта.
Соблюдать единый порядок введения лифта в эксплуатацию и постановки его на учёт
В п. 5 Правил № 1744 прописаны требования к вводу оборудования в эксплуатацию. По сравнению с ПП РФ № 743 в этом пункте появилось дополнение: владелец лифта может направить в Ростехнадзор уведомление в форме электронного документа через Госуслуги. В таком случае срок постановки подъёмника на учёт сократится с пяти до трёх рабочих дней, а при снятии с учёта и смене владельца – с десяти до двух дней (п. п. 11, 12, п. 15 Правил № 1744).
Также документ определяет единый порядок принятия владельцем решения о вводе лифта в эксплуатацию после замены, модернизации или монтажа в составе объекта капитального строительства.
Техническое освидетельствование введённых в эксплуатацию подъёмников проводится не реже одного раза в 12 месяцев. Представитель организации, выполнившей такое освидетельствование, фиксирует результат в акте и вносит данные в паспорт лифта.
Согласно п. п. 6, 9 Правил № 1744, для оформления решения о вводе объекта в эксплуатацию владелец объекта направляет в Ростехнадзор уведомление с указанием реквизитов декларации о соответствии оборудования требованиям технического регламента «Безопасность лифтов» и полиса обязательного страхования гражданской ответственности.
Что УО, управляющей домом с лифтами, учесть при организации АДС216200
Организовать круглосуточную АДС и утвердить порядок её работы, в том числе в экстремальных условиях
В п. 18 Правил № 1744 прописаны требования к круглосуточному аварийно-техническому обслуживанию лифта, которое включает:
- приём заявок о поломках и авариях, их регистрацию и передачу персоналу для принятия мер, а также контроль за их исполнением;
- устранение неисправностей, в том числе в двусторонней переговорной связи.
Требования к знаниям и трудовым навыкам диспетчера аварийно-диспетчерской службы УО, в управлении которой находятся дома с лифтами, прописаны в профстандарте (приказ Минтруда РФ от 18.03.2021 № 136н).
Эти требования должны быть отражены в утверждённом порядке выполнения работ по аварийно-техническому обслуживанию. Также, согласно п. 19 Правил № 1744, в такой документ необходимо включить:
- режим работы аварийной службы, в том числе в ночное время, рабочие, выходные и нерабочие праздничные дни;
- особенности функционирования подразделения в экстремальных условиях – при авариях, пожаре, затоплении, прекращении энергоснабжения;
- число сотрудников, алгоритм его подбора и расстановки с учётом уровня квалификации;
- требования об обеспечении работников аварийной службы запасными частями, материалами и оборудованием, об оснащении транспортными средствами и средствами связи с диспетчером;
- положение об эвакуации лиц, находящихся в лифте, в случае его аварийной остановки – в течение 30 минут с момента регистрации информации.
Проводить текущий ремонт лифтов в сроки, прописанные жилищным законодательством
Законодательство предъявляет жёсткие требования к организации работы аварийно-диспетчерской службы УО, в том числе в домах с лифтами. Согласно п. 13 Правил № 416:
- АДС должна принимать заявки круглосуточно.
- Диспетчер обязан ответить на звонок жителя МКД в течение 5 минут либо же перезвонить в течение 10 минут.
- Проводить внеплановый текущий ремонт лифтов, который не является капитальным, УО обязана в течение 24 часов с момента поступления заявки или остановки подъёмника (приложение 2 к Правилам № 170).
При несоблюдении таких требований к АДС управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – и получить штраф в 250–300 тысяч рублей.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, УО обязана обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы в соответствии с п. п. 12, 13 Правил № 416. Мы готовы помочь организовать её с помощью сервиса «АДС на 100%».
Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.