Органы власти западных регионов России требуют от УО, ТСЖ и кооперативов за счёт жителей привести в порядок подвалы МКД и оборудовать в них бомбоубежища. Вместе с экспертами Ассоциации «Р1» разобрались, обязаны ли управляющие домами выполнять такие требования и за чей счёт.

УО и ТСЖ в регионах получают требования органов власти переоборудовать подвалы в бомбоубежища

В городе Иванове управляющие МКД получили от муниципалитета официальные письма о подготовке подвальных помещений МКД к укрытию населения в военное время. Органы власти поручили УО и ТСЖ организовать осмотр подвалов и составить инвентаризационную ведомость, чтобы управление МЧС составило реестр таких укрытий.

При этом, как отметила Светлана Межирицкая, член Экспертного совета Ассоциации «Р1» и председатель ТСЖ «Флагман» из г. Иванова, изначально говорилось о муниципальном финансировании работ по организации бомбоубежищ. Но затем органы власти рекомендовали управляющим домами проводить в МКД общие собрания, чтобы собственники утвердили проведение работ за счёт средств на содержание и ремонт общего имущества.

Из протокола служебного совещания с представителями организаций, управляющих многоквартирными домами города Иванова, от 09.02.2023 № 2

Об этом пишет и городской портал г. Иванова: «Все работы будут проводиться за счёт самих жильцов. Учитывая, что большинство подвалов не предназначены для бомбоубежищ совсем, речь может идти о масштабной реконструкции стоимостью в несколько миллионов рублей».

Управляющие домами должны:

  • очистить подвалы от мусора, провести дополнительное освещение, подготовить аварийный выход и повесить таблички «Укрытие» или «Бомбоубежище»;
  • закрыть и загерметизировать воздухозаборные и вытяжные отверстия и воздуховоды вентиляции;
  • установить отопительные приборы, туалеты, пожарный щит, контейнер для мусора и нары.

Подобная ситуация сложилась не только в г. Иванове, но и в других регионах России:

Обязательные работы по содержанию и ремонту подвалов зафиксированы в Правилах № 491 и 170 и Перечне № 290

О подобных требованиях к УО в своём Телеграм-канале рассказала и глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.

«Все больше управляющих организаций пишет мне о том, что их заставляют переоборудовать подвалы в бомбоубежища и просят это прокомментировать», – отметила эксперт.

Она отметила, что УО обязаны обслуживать подвалы за счёт платы, которую вносят собственники за содержание и ремонт общего имущества согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ: подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3 Правил № 170).

В соответствии с п. 2 Минимального перечня № 290, в него входят работы, выполняемые в зданиях с подвалами:

  • проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений;
  • при выявлении нарушений – устранение причин;
  • проверка состояния подвалов, входов и приямков;
  • принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений;
  • контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них, устранение выявленных неисправностей.

В соответствии со ст. 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10, при эксплуатации жилых зданий не допускаются захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердаков.

«Всё это УО должны выполнять в любом случае. За счёт тарифа», – сделала вывод Елена Шерешовец. – «Вот все остальные пожелания – либо за счёт бюджета, либо за счёт собственников помещений».

Работы по содержанию подвалов, которых нет в жилищных НПА, выполняются за счёт бюджета или по решению ОСС

Если управляющая организация или ТСЖ получили требование от органа власти организовать в подвале дома бомбоубежище, то, по мнению Елены Шерешовец, сначала нужно уточнить источник финансирования таких работ:

«Если за счёт жильцов [...], то только при чётко выраженном решении общего собрания с конкретикой по стоимости и срокам. Но я пока про реальные случаи переоборудования не слышала. Только про проверки, что подвалы не захламлены, это как раз нормально», – отметила эксперт.

В обсуждении темы приняли участие и другие члены Экспертного совета Ассоциации «Р1». Например, Ольга Беленькая считает, что такие требования чаще всего предъявляют к УО и ТСЖ, работающим в регионах, где введён повышенный уровень опасности (Указ Президента РФ от 19.10.2022 № 757).

«Мы, ссылаясь на Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны [...] от 15.12.2002 № 583, указывали, что ЗС ГО [защитные сооружения гражданской обороны – прим. ред.] отсутствуют, их учёт ведёт МЧС. УО отвечает за подвалы в рамках Правил № 170, 290, 491.

Со ссылкой на ст. 8 № 28-ФЗ о гражданской обороне указывали, что при необходимости оснащение подвалов минимальными условиями для размещения укрываемого населения (нары, туалеты, водоснабжение и т.д.) должно осуществляться за счёт средств муниципального или краевого бюджета. В плату за содержание данные затраты не включены.

От приведения подвалов в соответствие с требованиями жилищного законодательства никуда не уйти: это надо делать, а чтобы от властей не было вопросов, собрания можно инициировать, указав, что сначала собственники оплачивают оснащение подвалов, а потом УО их оснащает».

А в вашем регионе были такие требования от органов власти? Поделитесь в комментариях.