Продолжаем тему печати и получения жителями платёжных документов за ЖКУ. Одна из управляющих организаций через суд пыталась обязать муниципалитет установить в новостройках почтовые ящики для доставки счетов жителям дома. Читайте, кто должен это делать и что предпринять УО, если в доме нет ящиков для корреспонденции.

УО раскладывает в почтовые ящики квитанции за ЖКУ

Одна из бурятских УО приступила к управлению 54 многоквартирными домами. Ни в одном из них не было почтовых ящиков. Тогда компания отправила претензию в администрацию города, потому что часть домов была построена по республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Но та оставила требование установить ящики без внимания.

Тогда УО обратилась с иском в суд, требуя обязать городские власти установить в домах почтовые ящики в течение 30 дней с момента вступления решения в силу. В обоснование иска компания отметила, что администрация неправомерно приняла от застройщика дома и ввела их в эксплуатацию. Отсутствие ящиков препятствовало работе управляющей организации: ей некуда было опускать квитанции за ЖКУ для жителей.

Городские власти в ответ на иск указали, что в смете адресной программы, по которой строились спорные МКД, не были предусмотрены деньги на установку абонентских почтовых ящиков (дело № А10-1874/2021).

Ящики для корреспонденции устанавливает застройщик при возведении МКД и учитывает расходы на это в смете

Суд первой инстанции отметил, что согласно ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ, почтовые ящики устанавливают строительные организации на первых этажах МКД. Расходы на эти работы они включают в смету строительства данных домов.

При этом ящики для корреспонденции являются частью общего имущества собственников помещений в МКД, так как соответствуют признакам такого имущества, указанным в пп. «а» п. 2 Правил № 491: не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов как части общего имущества возлагаются на собственников или управляющую организацию за их счёт. Рекомендации по содержанию и ремонту ящиков для почты включены в приложение к подразд. 3.15 Положения об инструкции по эксплуатации МКД, утверждённого приказом Минрегионразвития РФ от 01.06.2007 № 45.

УО обязана содержать такие ящики в надлежащем техническом состоянии, в том числе, установить их в случае отсутствия в многоквартирном доме за счёт собственников помещений.

Работы по установке абонентских ящиков носят неотложный характер, поэтому расходы на них УО должна предусмотреть в размере платы за содержание общего имущества. Такие работы не являются непредвиденными, компания должна была запланировать данные расходы при согласовании с владельцами помещений цены договора управления (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 по делу № А08-4962/2009-27).

Поэтому судья первой инстанции отметил, что, согласност. 31 № 176-ФЗ, почтовые ящики обязаны были установить строительные организации. Администрация города не является застройщиком, а потому возлагать на неё такие работы необоснованно. Первая инстанция отклонила иск УО.

Если в доме нет почтовых ящиков, их устанавливает УО за счёт собственников

Управляющая организация подала жалобу в апелляционный суд. Компания отметила, что выводы первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат № 176-ФЗ. Как заказчик строительства МКД, городская администрация в силу закона была обязана предусмотреть установку почтовых ящиков в новостройках и включить эти расходы в смету. Она не должна была принимать многоквартирные дома в эксплуатацию без почтовых ящиков.

Апелляционный суд отклонил доводы УО. Он также сослался на обязанность управляющей организации в соответствии с договором управления обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников. К такому имуществу относятся и почтовые ящики для доставки корреспонденции. Если компания не предусмотрела такие траты в размере платы за содержание, то это её предпринимательские риски.

Судья также не нашёл признаков незаконности в бездействии городской администрации в данной ситуации, в том числе при приёмке домов в эксплуатацию от застройщиков без установленных ящиков для почты. У судебных инстанций не было оснований обязать муниципалитет закупить и смонтировать абонентские шкафы в спорных домах. Решение первого суда осталось в силе.

На заметку

В судебной практике и в работе надзорных органов чаще всего встречаются жалобы жителей домов на плохое состояние почтовых ящиков, а не на их отсутствие. И это всегда зона ответственности УО, если собственники заключили с ней договор управления. В таких ситуациях жители МКД добиваются ремонта или замены ящиков через ГЖИ или суд:

Ситуации, когда управляющая организация пришла работать в дом, где таких ящиков совсем нет, встречаются реже. Как показало дело № А10-1874/2021, если УО обнаружила отсутствие ящиков для корреспонденции, то она вправе требовать их установку от застройщика.

Если это невозможно – застройщик обанкротился или доказал в суде, что не обязан это делать – УО следует предусмотреть такие работы в размере платы за содержание жилья. Внести на ОСС предложение, расписать для собственников смету на покупку и замену ящиков.

В таком случае УО сможет избежать ненужных предписаний от надзорных органов из-за отсутствия или плохого состояния почтовых ящиков и повысит лояльность жителей дома.