Во дворах некоторых многоквартирных домов до сих пор стоят сараи и хозяйственные постройки, которыми пользуются жители. При этом не всегда статус таких объектов определён: часто никаких документов на них нет. Узнайте, могут ли собственники помещений в МКД оформить личное право на сараи на придомовой территории, которыми пользуются много лет, и почему для УО важно найти их владельцев.

Сарай во дворе МКД отвечает признакам самовольной постройки и не принадлежит тому, кто им пользуется

В суд обратился собственник квартиры в одном из многоквартирных домов в Татарстане. Жильё перешло ему от родителей, которые проживали в доме с 1952 года. С этого же срока семья пользовалась сараем, который был построен на придомовой территории. Все соседи знали об этом. Истец попросил суд обязать муниципалитет признать за ним право собственности на сарай.

Суд первой инстанции указал, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ спорный сарай является самовольной постройкой: возведён на земельном участке, не предоставленном истцу в пользование в установленном порядке. Лицо, которое без разрешения возвело постройку, не приобретает на неё право собственности.

По данным ЕГРН, семье истца земля под строительство сарая не выделялась, и право собственности на эту постройку никем не зарегистрировано. Сарай фактически имеет признаки самовольной постройки, которая неправомерно занимает муниципальный земельный участок.

Собственник указал, что сарай был передан в собственность его родителям вместе с квартирой в многоквартирном жилом. Но суд с этим не согласился, поскольку нигде не нашлось документов, которые бы это подтвердили. Суд первой инстанции отклонил иск.

Если сараем пользуются несколько собственником, то он отвечает признакам общедомового имущества

Владелец квартиры подал апелляционную жалобу: семья пользуется сараем больше 60 лет. Все вспомогательные строения МКД остались в пользовании собственников квартир. Согласно заключению строительно-технической экспертизы, которую истец предоставил суду, сарай пригоден для дальнейшей эксплуатации.

Но суд апелляционной инстанции согласился с доводами первой инстанции: сарай отвечает признакам самовольной постройки. При этом судья дополнительно указал, что спорная постройка не является капитальным строением. Поэтому регистрация права собственности на неё в установленном законом порядке невозможна.

Как указал судья, сарай находится на придомовой территории, отвечает признакам общего имущества, поэтому принадлежит всем собственникам помещений МКД на праве общей долевой собственности. Нельзя передать сарай в личную собственность истца. При этом никто из жителей МКД не оспаривает его право пользоваться сараем и дальше.

Житель дома подал кассационную жалобу, но и здесь суд не согласился с его правом собственности на сарай.

Сарай может быть передан в собственность одному лицу на основании приобретательной давности

Спор переместился в Верховный суд РФ, который с нижестоящими судами не согласился, по двум причинам:

  1. Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество. Это приобретательная давность. Такое право возникает с момента государственной регистрации недвижимого имущества.
  2. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в постоянном или бессрочном пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. Происходит это при соблюдении всех следующих условий:
  • тот, кто построил спорный объект, имеет в отношении земельного участка права, допускающие строительство;
  • на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

ВС РФ указал, что действующее гражданское законодательство предусматривает различные правила, позволяющие признать право собственности на то или иное недвижимое имущество либо как на самовольную постройку, либо в порядке приобретательной давности. В рамках данного дела суды должны были установить, является ли спорный сарай недвижимым имуществом.  

Суд апелляционной инстанции не был вправе отказать истцу на основании, что сарай не отвечает признакам объекта капитального строительства, поскольку этот термин является специальным понятием градостроительного законодательства. Он не может подменять собой категорию «объект недвижимого имущества».

При этом суды не приняли во внимание заключение строительно-технического эксперта, проводившего обследование сарая-погреба. Такой документ предоставил истец, но правовой оценки при рассмотрении спора итоги экспертизы не получили.

Также ВС РФ отметил, что для отнесения сарая к общему имуществу многоквартирного дома суды должны были исследовать вопрос, отвечает ли постройка критерию функционального предназначения имущества для обслуживания более одного жилого помещения (ст. 36 ЖК РФ). При этом нельзя признать сарай одновременно самовольной постройкой и частью общедомового имущества: эти выводы носят взаимоисключающий характер.

Верховный суд России направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Следить за его движением можно на сайте Верховного суда Татарстана.

На заметку

Управляющие организации и ТСЖ, обслуживая общедомовое имущества, должны принять во внимание данное дело: во дворах многих старых многоквартирных домов сохранились хозяйственные постройки, которыми пользуются жители. Собственникам и управляющим домами нужно вместе определиться со статусом таких построек:

  • Если они входят в состав общего имущества, то это необходимо оформить на ОСС и внести изменения в данные ЕГРН. Также необходимо включить плату за содержание таких построек в размер платы за жилое помещение.
  • Если постройки никак не оформлены, стоят на муниципальной земле, то жители, которые ими пользуются, могут обратиться в суд с иском. Оформить такие объекты в собственность можно на нескольких основаниях: легализация самовольной постройки или же приобретение права на неё по приобретательной давности.

УО, управляя домом с такими объектами во дворе, должны удостовериться, что ими кто-то пользуется. Случается, что лица, которым сарай передавался, давно уже не живут в доме, и постройка заброшена. Тогда при пожаре или её обрушения суд может решить, что сарай отвечает признакам общедомового имущества, а управляющая организация ненадлежащим образом содержала его или вообще за ним не следила.