Начисление управляющей организацией платы за содержание и ремонт общего телекоммуникационного оборудования, установленного в доме, и за дополнительные услуги у многих вызывает вопросы. Сегодня на основе письма Минстроя РФ разбираем вопрос взимания с собственников помещений платы за коллективную антенну.

Коллективная антенна может быть частью общего имущества МКД или частной собственностью

Минстрой РФ ещё в середине 2016 года дал разъяснения о том, каким образом управляющая организация вправе отражать в платёжных документах плату за установленную в доме коллективную антенну – систему коллективного приёма телепередач (СКПТ). Свою позицию ведомство выразило в письме от 13.07.2016 № 21928-АЧ/04.

Антенна, установленная в МКД, отвечает признакам общего имущества собственников: в его состав включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого/нежилого помещения (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «д» п. 2 ПП РФ № 491).

Согласно п. 8 ПП РФ № 491, системы коллективного приёма телепередач, в том числе сети кабельного телевидения, оптоволоконная сеть, относятся к информационно-телекоммуникационным сетям.

Однако вопрос о том, входит ли антенна в состав общего имущества многоквартирного дома, не решается однозначно. Есть несколько ситуаций. Если антенна установлена:

  1. При вводе дома в эксплуатацию, то она входит в состав общего имущества собственников при условии, что он был оснащен СКПТ в ходе строительства (в соответствии с проектной документацией).
  2. В ходе его эксплуатации на основании решения общего собрания собственников помещений, то оборудование также является частью общего имущества в МКД.
  3. По инициативе и за счёт средств отдельных собственников помещений в таком доме или оператора связи в качестве оборудования для предоставления услуг связи абонентам по заключённым договорам, – СКПТ не входит в состав ОИ в многоквартирном доме.

От того, относится ли антенна к общедомовому имуществу, зависит, как плата за её обслуживание и ремонт будет отражаться в платёжном документе за ЖКУ, направляемом УО в адрес жителей.

Абонентскую плату и доступ к телевещанию всегда взимает оператор связи согласно договорам с жителями МКД

Любое оборудование, установленное в доме, особенно цифровое и телекоммуникационное, требует регулярного обслуживания и ремонта. При этом, как отмечает в письме Минстрой РФ, существует и ещё одно направление затрат, связанное с антеннами, – плата непосредственно за услуги связи, то есть за телевизионное вещание. Ведомство указало на то, что зачастую у потребителей услуг, а также управляющих МКД происходит подмена этих понятий.

Плату за услуги связи взимает оператор, предоставляющий соответствующую услугу, – именно он конечный получатель платежей. При этом строка «за услуги связи»/«плата за пользование коллективной антенной» может появиться и в едином платёжном документе за ЖКУ – если оператор заключил соответствующий договор с расчётным центром или напрямую с УО/ТСЖ.

При этом житель МКД имеет право отказаться от этих услуг, не пользоваться ими и, соответственно, не оплачивать, ведь договор на телевещание оператор связи заключает с каждым потребителем отдельно в письменной форме.

Стоимость техобслуживания антенны, включённой состав ОИ дома, входит в размер платы за содержание жилья

Сложнее обстоит вопрос с платой за обслуживание и ремонт коллективной антенны, установленной в многоквартирном доме. Данная ситуация зависит от того, входит ли антенна в состав общего имущества собственников или нет.

  1. Если антенна установлена в доме изначально, при вводе его в эксплуатацию, или же по решению общего собрания собственников, то плата за обслуживание и ремонт СКПТ входит в размер платы за содержание жилого помещения.

Управляющая организация или ТСЖ не имеют права выставлять в платёжном документе эти работы отдельной строкой и брать дополнительную плату: содержание и ремонт всех элементов общего имущества включается в размер платы.

Это подтверждает судебная практика, например, дело № А41-84254/2015. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 18.08.2016 признал законными требования органа ГЖН к управляющей организации исключить из платёжного документа отдельную плату за техническое обслуживание антенны. Суд указал на то, что эти услуги входят в состав необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом собственники обязаны оплачивать обслуживание и ремонт антенны в составе размера платы за содержание жилья независимо от того, пользуются ли они услугами телевещания или нет. Отказаться от оплаты они не могут, поскольку размер платы и перечень работ и услуг утверждается общим собранием собственников.

  1. Антенна установлена оператором связи и не входит в состав ОИ дома.

В таком случае собственник оборудования берёт на себя обязательство по его обслуживанию и ремонту. При этом следует учитывать, что между оператором связи и УО/ТСЖ должен быть заключён договор о предоставлении в пользование оператору части общего имущества для установки антенны. Делать это можно только с согласия ОСС.

В договоре должен быть прописан порядок и периодичность предоставления оператору связи доступа к оборудованию для его обслуживания. В таком случае расходы за техническое сопровождение и ремонт полностью несёт собственник коллективной антенны – оператор связи.

УО без дополнительной платы обязана восстановить демонтированную без согласия ОСС общедомовую антенну

Управляющая домом организация по договору управления несёт ответственность за состояние всего общего имущества МКД. Если антенна включена в его состав, то именно УО отвечает не только за техническую исправность оборудования, но и за сам факт его наличия, что подтверждается судебной практикой.

Например, в деле № А70-7639/2019 УО из Тюмени пыталась оспорить предписание органа Госжилнадзора, который требовал от компании восстановить демонтированную с дома коллективную антенну. Организация протестовала, указывая, что на момент принятия в 2013 году дома в управление антенны уже не было, что подтверждено соответствующим актом.

К тому же в 2007 году предыдущая УО проводила общее собрание по вопросу демонтажа СКПТ, и «за» было отдано 51% от всех голосов в доме. Компания-истец также организовала ОСС, предложив собственникам восстановить антенну, но 1,67% голосов было «против», «за» и «воздержался» – 0 голосов. Это, по мнению компании, указывает на отсутствие интереса жителей дома к наличию антенны, она им не нужна.

Суды всех инстанций не согласились с позицией управляющей организации, потому что антенна по документации в доме была изначально и входила в состав общего имущества. То, что УО приняла дом в управление в отсутствие оборудования, не освобождает её от обязанности восстановить СКПТ.

В 2007 году по вопросу демонтажа антенны не был набран кворум, ведь за уменьшение состава ОИ в доме должны проголосовать все собственники помещений в МКД. А результаты ОСС, которое провела компания-истец, не указывают на то, что собственники против восстановления антенны – по позиции «против» не набрано нужное количество голосов, чтобы утверждать, что решение принято. Предписание органа ГЖН было оставлено в силе всеми судами, в том числе ВС РФ, и УО пришлось восстановить демонтированную ранее СКПТ.

Запомнить

Коллективная антенна, если она входит в состав общего имущества собственников, – зона ответственности УО/ТСЖ. При этом управляющая организация не может брать дополнительную плату за её обслуживание или ремонт. За телевещание жители МКД платят оператору связи – собственнику оборудования, но только в том случае, если они заключили соответствующий договор на пользование услугой.

Как отметил в письме Минстрой РФ, собственник вправе отказаться от оказания услуг телевещания и не пользоваться СКПТ по своему усмотрению. При этом не оплачивать содержание и ремонт антенны, включённой в состав ОИ дома, он не может.