Вопрос одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за жилое помещение в судах решается по-разному, о чём мы не раз уже писали. Сегодня рассказываем о судебном деле, в котором УО отстаивала своё право повысить плату за жильё для собственников после установки в доме ОДПУ теплоэнергии.

Стоимость обслуживания ОДПУ включена в размер платы за содержание жилого помещения

Собственники помещений в одном из многоквартирных домов Ярославской области на общем собрании собственников при заключении договора управления утвердили размер платы за содержание жилого помещения. Этот размер платы УО применяла вплоть до того момента, как в МКД был установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии.

Для надлежащего содержания ОДПУ управляющая организация вынесла на общее собрание собственников вопрос об увеличении размера платы за жилое помещение, но участники ОСС не утвердили это предложение. Тогда УО начала вести расчёты по муниципальным тарифам, что привело к увеличению размера платы за жильё для собственников.

Один из жителей дома пожаловался на это в орган Госжилнадзора. Ведомство провело внеплановую документарную проверку и выдало управляющей организации предписание вернуться к установленному на ОСС размеру платы и сделать владельцам помещений в МКД перерасчёт платы за содержание жилья. Инспекторы посчитали, что УО своими действиями нарушила условия договора управления, а также нормы пп. «б» п. 3 ПП РФ № 1110 и ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Управляющая организация не согласилась с предписанием органа ГЖН и обратилась в суд с иском, требуя признать документ недействительным, поскольку она принимала все меры для того, чтобы собственники утвердили новый размер платы, включающий расходы на обслуживание ОДПУ (дело № А82-1444/2018). Компания утверждала, что в данной ситуации не увеличила в одностороннем порядке размер платы, а установила его в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 158 ЖК РФ: применение муниципального размера платы в случае, когда на ОСС он не был утверждён.

Изменить размер платы после установки ОДПУ можно только с согласия общего собрания собственников

Суд первой инстанции подробно рассмотрел вопрос о том, имела ли право управляющая организация применять размер платы, утверждённый муниципалитетом, согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Размер платы за жильё устанавливается муниципалитетом лишь в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли соответствующее решение (ч. З ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ). В ином случае применяется ч. 7 ст. 156 ЖК РФ: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений с учётом предложений управляющей организации.

При этом, как указал суд, право на одностороннее изменение условий договора может быть предоставлено лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность (п.п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ). Следовательно, УО не имела права увеличить размер платы до уровня муниципального без согласия общего собрания собственников. Суд отказал компании в удовлетворении её требований, утвердив законность выданного органом ГЖН предписания.

Отказ ОСС от изменения размера платы за жильё не даёт УО права сделать это в одностороннем порядке

Управляющая организация подала апелляционную жалобу, посчитав, что суд первой инстанции не учёл важных обстоятельств дела: для надлежащего содержания установленного ОДПУ было необходимо включить в размер платы стоимость его обслуживания и ремонта. Собственники отказались это делать, и УО использовала муниципальные тарифы для расчётов платы за содержание жилья в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Но судья апелляционной инстанции не посчитал эти доводы достаточными для признания предписания органа ГЖН незаконным. Он отметил, что ОДПУ является составной частью общего имущества МКД, и его содержание входит в состав платы за содержание жилого помещения. И то обстоятельство, что УО обращалась к собственникам с предложением изменить размер платы, не даёт компании право сделать это в одностороннем порядке.

Судья указал на то, что в договоре управления между УО и жителями дома нет условий, которые бы позволяли компании самостоятельно увеличить размер платы за содержание и ремонт общего имущества, например, в связи с изменением уровня инфляции.

Суд признал, что орган ГЖН имел законное право выдать предписание и потребовать от управляющей организации сделать перерасчёт жителям дома и впредь использовать утверждённый при подписании договора управления размер платы. С этими выводами согласились кассационный суд, а затем и ВС РФ, который отказался рассматривать жалобу управляющей организации, не найдя для этого поводов.

На заметку

Имеет ли право управляющая организация в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение – вопрос неоднозначный, что показывает судебная практика. Даже Верховный суд РФ по-разному отвечает на него в разных делах.

Этой теме был посвящён один из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются», в котором наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала о двух противоположных мнениях ВС РФ о законности одностороннего увеличения размера платы. Елена Шерешовец советует управляющим организациям не рисковать, увеличивая размер платы без отдельного решения общего собрания собственников, даже если это прописано в договоре управления.

Также изменению размера платы за содержание жилья мы посвятили другие статьи:

Был ли в вашей практике опыт успешного изменения размера платы за жильё в одностороннем порядке? Поделитесь в комментариях.