Флаеры, внешним видом похожие на квитанцию об оплате ЖКУ, под угрозой повышения платы за ресурс призывают потребителей записаться на замену счётчика, причём без привлечения исполнителя КУ. УФАС признало такие листовки ненадлежащей рекламой, о чём УО следует рассказать жителям домов.
Листовки официального вида уверяют потребителей в том, что установленные в их квартирах счётчики должны пройти поверку. Иначе плата за ресурсы будет рассчитана по нормативу с повышающим коэффициентом. В рекламе обязательно присутствуют отсылки к законодательству, расчёт платы, печати и должности, чтобы житель многоквартирного дома поверил в написанное и обратился в компанию.
Потребители, доверившись официальному виду флаера, звонят по указанному телефону. Приезжающие по адресу представители компании без проверок и измерений признают ИПУ вышедшим из строя. Замена счётчика проводится без соблюдения изложенной в ПП РФ № 354 процедуры установки и опломбировки счётчиков.
Антимонопольная служба признаёт такие листовки ненадлежащей рекламой и недобросовестной конкуренцией. Случаи распространения флаеров зафиксированы в Курске, Владивостоке, Омске, Смоленске, Волгограде и других городах России.
Управляющим организациям следует рассказывать жителям многоквартирных домов о ненадлежащей рекламе, правилах замены индивидуальных приборов учёта и последствиях их нарушения.
Согласно п. 81 (13) ПП РФ № 354, если прибор учёта вышел из строя, в том числе истёк межповерочный интервал, его нужно заменить. Потребитель обязан сообщить об этом исполнителю КУ не позднее, чем за 2 рабочих дня до проведения работ. Демонтаж прибора учёта и последующая установка нового счётчика проводятся в присутствии исполнителя КУ, который опломбирует прибор учёта – без взимания дополнительной платы (п. 81 (14) ПП РФ № 354).
Если прибор учёта заменён самовольно, без предупреждения исполнителя КУ, в отсутствие его представителя, и работает без опломбировки, то при последующей проверке ПУ в отношении потребителя может быть составлен акт о безучётном потреблении ресурса.
Чтобы предупредить жителей МКД об обмане, содержащемся в рекламных листовках, управляющая организация может составить информационную брошюру и разместить её на стендах в подъездах. В помощь УО – наши статьи о правилах установки и опломбировки ИПУ и о последствиях безучётного потребления ресурсов.