22–24 мая Ассоциация «Р1» провела в Петрозаводске V Весеннюю конференцию «Управление МКД: встречаем дома», на которой участники и спикеры поговорили о будущем ЖКХ. Читайте, что ждёт УО и ТСЖ в ближайшее время и как об этом отзываются отраслевые эксперты. Обзор тем мероприятия начинаем с беседы об изменениях в законодательстве.
Подготовка к отопительному сезону: новые требования
С 1 марта 2025 года вступил в силу приказ Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234, который определяет правила обеспечения готовности к отопительному сезону и порядок оценки итогов этих работ.
Управляющие МКД обязаны утвердить План подготовки к зиме, где необходимо:
- провести анализ трёх предыдущих периодов, включая схемные, режимные и погодные условия, а также аварийные ситуации;
- указать организационные и технические мероприятия с чёткими сроками их выполнения.
Не позднее 30 апреля такие Планы необходимо было согласовать с теплоснабжающей организацией. Ей, в свою очередь, на такое согласование даётся не более 15 рабочих дней. В течение 5 дней после утверждения документов следует разместить их на официальных сайтах компаний или направить в орган МСУ.
Эксперты Ассоциации «Р1» отметили, что чёткой формы документа в нормативных актах представлено не было, поэтому управляющим МКД разрабатывать её приходилось самостоятельно. Постепенно в сети появились шаблоны, составленные компаниями, на них они и опирались при выполнении норм законодательства.
Такие Планы включали требования, собранные из разных постановлений и приказов. Олеся Лещенко и Ольга Беленькая обратили внимание на несколько нюансов, благодаря которым складывается впечатление, что составление документов приобрело скорее формальный характер. Подробности и рекомендации для УО – в материалах под статьёй.
Спикеры конференции также отметили, что актуальность темы может возрасти в августе, когда начнётся оценка подготовки к отопительному сезону. Ассоциация «Р1» собирает вопросы и описание проблем, с которыми столкнулись УО, чтобы вместе найти ответы и решения.
Спикеры секции «ЖКХ: гонки на выживание» Ирэн Парсамян, Елена Шерешовец и Борис Валит
Новые правила подготовки к зиме содержат требования к УО и ТСЖ135060
Провайдеры в МКД: демонтаж немаркированного оборудования
Правила взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление МКД, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества многоквартирных домов утверждены ПП РФ от 06.08.2024 № 1055.
Согласно абз. 4 п. 26 Правил № 1055, в течение года после вступления в силу № 67-ФЗ провайдеры должны были привести в порядок размещённые в МКД сети. Однако, по оценкам экспертов, около 60% оборудования до сих пор не соответствует нормам.
Если оператор бездействует, управляющая организация вправе демонтировать его сети с объекта (пп. «г» п. 32 Правил № 1055). При этом законодатели планируют на два года продлить для провайдеров сроки устранения нарушений.
«С точки зрения документа, у УО есть и право, и одновременно обязанность всё-таки принять меры, направленные на демонтаж оборудования, которое не маркировано. Если дело коснётся проверки ГЖИ, то она накажет именно управляющую организацию», – подчеркнула глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
Спикер рассказала, что уточняла в региональных инспекциях, будут ли они наказывать УО. Ей ответили, что по жалобе это вполне возможно. До получения претензии от жителя МКД вряд ли. Тем не менее она рекомендует направлять провайдерам уведомления о том, что компания наделена правом приступить к демонтажу, сообщив об этом оператору и приложив акт о наличии немаркированного оборудования.
Своё мнение о ситуации с провайдерами выразил председатель Совета Ассоциации «Р1» Борис Валит.
«С технической стороны больше, чем половина оборудования, которое сейчас установлено в МКД, не сможет пройти проверку. Во-первых, страны-изготовители уже не входят в перечень допустимых. Во-вторых, само оборудование устарело. Если приводить всё в соответствие действующим регламентам, нужно будет заменить больше половины коммуникаций. А это огромные затраты. К тому же российские аналоги всегда стоят практически в два раза дороже».
Эксперт считает, что даже продление срока приведения сетей провайдеров к установленным требованиям не даст стопроцентных результатов. Особенно остро проблема стоит в старом жилфонде.
Также в этом направлении идёт работа над законопроектом с изменениями в КоАП РФ об ответственности УО и товариществ за нарушение правил недискриминационного доступа поставщиков услуг связи в дома.
О правилах демонтажа сетей связи в МКД и требованиях к их установке57952
Пеня по-старому: ставка 9,5% сохраняется до 2027 года
В январе многие управляющие организации успели обрадоваться тому, что не был продлён мораторий на применение действующей ставки Центробанка РФ, если она выше 9,5% годовых. И начали начислять их по ставке на 1 января 2025 года, составляющей 21%.
Однако ПП РФ от 18.03.2025 № 329 обернуло ситуацию вспять: законодатели установили, что до 2027 года пени и штрафы за несвоевременную оплату ЖКУ начисляются без привязки к ставке Банка России. При расчёте таких санкций исполнителям услуг нужно применять индекс 9,5%. Мера распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.
Организации, которые успели насчитать пени и штрафы по ставке 21%, должны сделать должникам перерасчёт. Многие УО уже произвели его добровольно. Однако Елена Шерешовец считает, что делать такой перерасчёт необходимо только в том случае, если собственник подал соответствующее заявление.
Новые требования мусорной реформы: три месяца на подготовку
1 сентября 2025 года вступит в силу ПП РФ от 07.03.2025 № 293 «О порядке обращения с ТКО». Документ содержит список мест накопления таких отходов, в том числе вторичных: контейнерная площадка, КГО, бункер, фандомат.
Постановление включает:
- типовую форму договора;
- порядок действий при поступлении заявок от нескольких потребителей;
- требования к документам;
- основания для лишения регоператора его статуса по решению органа МСУ и суда;
- ответственность за нарушение периодичности вывоза отходов;
- алгоритм заключения договоров между УО и региональными операторами.
До сентября остаётся всего три месяца. И большинство субъектов РФ далеки от организации раздельного сбора отходов. Тем не менее необходимо провести колоссальную работу. Елена Шерешовец порекомендовала УО уделить вопросу организации сбора ТКО особое внимание «хотя бы с точки зрения минимизации рисков получить штрафы».
Чтобы обезопасить себя, эксперт предложила участникам рынка управления МКД объединяться и решать вопросы совместно. Например, обсудить тему ТКО и получить рекомендации от коллег члены Ассоциации «Р1» могут в специальной закрытой рубрике.
Какие изменения в сфере обращения с ТКО вступят в силу 1 сентября63640
Планку минимальной собираемости взносов на спецсчетах капремонта подняли до 60%
В ст. 173 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым минимальная планка собираемости взносов на капремонт поднята с 50% до 60%. При недостижении этого показателя собственникам отводится пять месяцев на погашение долга, а затем орган МСУ передаёт фонд региональному оператору без учёта мнения жителей МКД.
Это нововведение прокомментировала член Экспертного совета Ассоциации «Р1» Светлана Межерицкая. Она считает, что порог собираемости в 60% на спецсчетах не сильно скажется на текущей ситуации, потому что по статистике при таком способе сбора средств она достигает 80–85%.
Эксперт предположила, что планку будут поднимать и дальше и связано это с тем, что регоператору не хватает денег на своих счетах для проведения работ.
«Тем не менее, жители легче относятся к хранению средств на спецсчёте. А учитывая, что сейчас процентная ставка по депозиту достаточно приятная, собственники это понимают и с удовольствием переходят на такой способ накопления сбережений», – подытожила Светлана Межирицкая.
Спикеры отметили, что изменения в нормативной базе задают УО и ТСЖ всё более высокую планку. От подготовки к отопительному сезону до мусорной реформы – каждое нововведение требует не только внимательности, но и готовности оперативно перестраивать процессы. В этих условиях особенно важно сохранять диалог внутри отрасли, делиться опытом и вырабатывать единые подходы к реализации требований законодательства.
Ассоциация «Р1» продолжает собирать практики, систематизировать вопросы и помогать участникам рынка находить решения. Следите за новыми материалами конференции на портале – впереди публикации о рейдерских захватах, персональных данных, цифровизации ЖКХ, судебной практике и требованиях к проведению ОСС.