На заседании профильной комиссии Общественного совета при Минстрое РФ обсудили инициативу использования ГИС ЖКХ при взыскании долгов за жилищно-коммунальные услуги. В системе планируют запустить возможность формировать уведомление потребителя о том, что образовалась задолженность.

Участники совещания отметили проблемы взыскания долгов за ЖКУ из-за изменений в НПА:

  • с марта 2023 года запрещено получать сведения о собственниках из Росреестра,
  • с сентября 2024 года взыскатели обязаны направлять должникам копии заявлений о вынесении приказа,
  • также осенью резко выросли судебные госпошлины.

Законодатели и эксперты ищут возможности работы с должниками без получения их персональных данных. Таким решением может стать автоматизация процесса с помощью функционала системы.

«Информация о задолженности поступает гражданину в платёжном документе. Дополнительно можно формировать [в системе – прим.ред.] уведомление о том, что задолженность сформирована. Такой механизм сейчас тестируется», – сообщил Булат Галеев, заместитель гендиректора АО «Оператор информационной системы».

Об этом говорил и замдиректора департамента цифрового развития Минстроя РФ Андрей Евтушенко на конференции в Челябинске. Он рассказал, что ведомство планирует начать эксперимент по формированию заявлений на судебные приказы через ГИС ЖКХ и Госуслуги. Схема выглядит следующим образом:

  • Исполнитель ЖКУ выгружает данные о задолженности в систему.
  • Она актуализирует сведения через Росреестр, формирует заявление о вынесении судебного приказа и направляет его гражданину в личный кабинет на Госуслугах.
  • ГИС ЖКХ передаёт документы мировому судье, а тот выносит судебный приказ. Должника уведомляют об этом через Госуслуги.

Такой механизм позволит УО и РСО более эффективно взыскивать долги в условиях отсутствия доступа к персональным данным собственников и нанимателей в МКД.

Читайте о 15+ способах для УО и ТСЖ получить персональные данные жителей.