Верховный cуд РФ в определении суда от 30.07.2019 № 301-ЭС19-11302 указал, что полугодовое отсутствие управляющей организации в региональном реестре лицензий не может быть основанием для аннулирования лицензии.
В июле 2018 года орган ГЖН Кировской области обнаружил, что в управлении у УО нет ни одного многоквартирного дома, и обратился в суд, чтобы, в соответствии с ст. 199 ЖК РФ, аннулировать лицензию управляющей организации. Суд первой инстанции удовлетворил это требование, однако, суд апелляционной инстанции отменил его.
Он исходил из того, что сама по себе нереализация УО права на управление МКД в течение шести месяцев не может быть основанием для аннулирования лицензии. В суде подчеркнули, что позиция органа Госжилнадзора не соответствует правовой природе института аннулирования лицензии и не основана на буквальном толковании основания, указанного в ЖК РФ.
Из буквального толкования ст. 199 ЖК РФ следует, что основанием для лишения управляющей организации лицензии может служить только ситуация, когда МКД фактически был принят в управление, а сведения о нём не были включены в реестр лицензий.
Что касается правовой природы лишения лицензии, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 15211/08 сказано, что аннулирование лицензии – административно-правовая санкция, которая ограничивает правоспособность юрлица и, следовательно, должна применяться только для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Верховный Суд РФ согласился с аргументами суда апелляционной инстанции.
Тем не менее «бездомные» управляющие организации часто лишаются лицензий, к примеру, в Московской области прошлой зимой аннулировали сразу 120 штук. О том, как проходит эта процедура, читайте в нашем материале.