1 июня истёк срок ранее выданных лицензий по управлению МКД, и актуальным становится оспаривание УО полученных отказов в продлении лицензии. Ведь на кон поставлена деятельность компании. Читайте обзор судебной практики по данному вопросу и узнайте, в каких ситуациях инстанции вставали на сторону управляющих организаций.

Суды не приостанавливают действие решения ГЖИ об отказе в перелицензировании, пока идёт разбирательство

В судебной практике есть уже примеры, когда юристы управляющих организаций обращались к инструменту принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия отказа органа ГЖН до вступления в законную силу решения суда. Это является ошибочным.

Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения, согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом.

Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось, судам необходимо:

  • выяснять, насколько обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна;
  • оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55).

В судах уже сложилась отрицательная практика о возможности приостановления решения ГЖИ об отказе в продлении лицензии и получении таким образом возможности управлять МКД, пока идёт спор по оспариванию отказа. Например, об этом говорится в деле № А06-4139/2023.

Согласно выводу судов, если оспариваемым решением организации отказано в продлении лицензии, оспариваемый отказ не носит длящийся характер. УО в таких условиях уведомлена о рассмотрении заявления о продлении лицензии, удовлетворении заявления или об отказе.

Принятие оспариваемого решения не предполагает каких-либо действий по его исполнению, наоборот, отказ свидетельствует о завершении процедуры рассмотрения заявления о продлении лицензии.

Признание незаконным отказа ГЖИ в продлении лицензии из-за ГИС ЖКХ

Как показали итоги осеннего и весеннего перелицензирования УО, чаще всего органы Госжилнадзора отказывали компаниям из-за нарушений в заполнении ГИС ЖКХ – на основании внесения в систему не в полном объёме информации о деятельности. Компании, получив такие отказы, пытались оспорить их в суде.

Уникальным можно считать положительное решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2023 по делу № А26-3781/2023 – отказ органа ГЖН признан незаконным.

Суд указал, что согласно ч. 1 ст. 19.3 № 99-ФЗ, лицензиаты, управляющие многоквартирными домами, не проходят процедуру периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.

Согласно п. 17 Положения № 1110, решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки установлено:

  • соблюдение срока подачи заявления;
  • его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным п. п. 1-6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ;
  • отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пп. пп. «в-д» п. 4(1) Положения № 1110;
  • отсутствие неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки.

По мнению суда, установление факта нарушения требований по заполнению ГИС ЖКХ само по себе ещё не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учётом этого обстоятельства принять соответствующее решение.

Поскольку отказ в продлении срока действия лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не даёт возможности заниматься определённым видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Таким образом, несмотря на наличие факта неразмещения в ГИС ЖКХ информации, судом дана оценка данному нарушению с учётом последствий непродления лицензии для управляющей организации, тем более, что информацию можно разместить и в последующем.

Полагаем, что эта положительная тенденция разумности сохранится при рассмотрении данного дела в апелляции, а также при рассмотрении аналогичных дел при оспаривании отказов в продлении лицензии.

Коротко о главном

Два разобранных направления судебной практики по оспариванию отказов органов ГЖН в продлении лицензии по управлению домами показывают, что:

  1. Компания не сможет добиться приостановления действия такого решения ведомства на время, пока она оспаривает отказ в суде. Значит, если разбирательство не окончилось к 1 июня, то после этой даты лицензия компании уже не действует.
  2. Есть примеры, когда инстанции встают на сторону УО, если она не прошла перелицензирование только из-за нарушений требований к размещению информации в ГИС ЖКХ. Суд при этом оценивает последствия непродления лицензии для компании.

Есть ли в вашей практике примеры успешного признания незаконным отказа органа ГЖН в перелицензировании? Поделитесь в комментариях.