Сегодня мы расскажем, какие изменения произошли в отношениях исполнителя коммунальных услуг и потребителей после вступления в силу ПП РФ от 26.12.2016 N 1498. Вы узнаете, что изменилось в работе с потребителями коммунальных услуг.
Новые правила оформления договора
В новой редакции п. 19 ПП РФ N 354 дополнен перечень сведений, которые обязательно нужно указать в договоре на предоставление коммунальных услуг. К прежнему списку добавлены:
- адрес помещения или жилого дома, куда поставляются коммунальные услуги по договору,
- общая площадь этого помещения или домовладения,
- общая площадь помещений, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме,
- площади жилых и нежилых помещений,
- для нежилого помещения – вид деятельности, которую там ведут,
- для жилого помещения – количество постоянно проживающих пользователей,
- дополнительные сведения, которые нужны для расчёта платы за КУ по утверждённым правилам,
- по какому адресу и каким способом доставляются квитанции потребителю.
Если при проверке Роспотребнадзор обнаружит, что в договоре управления недостаёт обязательных сведений, управляющая организация заплатит штраф.
ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений285880
Информирование потребителей
Один раз в квартал или чаще управляющая организация должна напоминать потребителям коммунальных услуг, что они несут ответственность за:
- недопуск проверяющих к приборам учёта в согласованный день и время;
- несанкционированное вмешательство в работу ПУ, их повреждение, занижение их показаний, безучётное потребление коммунальных ресурсов.
Сделать это можно одним из двух способов:
- опубликовать на официальном сайте УО, распечатать и поместить на информационных стендах;
- 1 раз в квартал или чаще печатать памятку на платёжных документах.
Исполнитель вправе сообщать потребителю о задолженности за коммунальные услуги звонком по мобильному или стационарному телефону, в смс-сообщении или по электронной почте, через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ, на официальном сайте исполнителя КУ.
Новые обязанности потребителя
Уточнены права исполнителя коммунальных услуг, а именно пункты о том, как часто и в каком порядке проверять приборы учёта.
Исполнитель КУ имеет право:
- проверять наличие и состояние ИПУ не чаще 1 раза в 3 месяца (не чаще 1 раза в месяц, если ИПУ установлен вне помещений или в нежилых помещениях и возможна проверка в отсутствие потребителя);
- проверять достоверность переданных потребителем показаний ИПУ не чаще 1 раза в 3 месяца;
- устанавливать на приборах учёта устройства, которые позволяют выявить вмешательство в работу ПУ.
Соответственно, у потребителя коммунальных услуг появились обязанности:
- допускать исполнителя коммунальных услуг в помещение для проверки наличия и состояния ПУ, сверки показаний счётчиков с переданными данными не чаще 1 раза в 3 месяца;
- сохранять установленные антимагнитные пломбы и другие устройства, фиксирующие вмешательство в работу ПУ.
Исполнитель КУ письменно за 14 дней сообщает собственникам, что будет проводиться проверка ПУ, указав дату и время обхода и объяснив, к каким последствиям приведёт недопуск. Если потребитель не может обеспечить доступ к приборам учёта в обозначенное время, он должен не позднее чем за 2 дня предупредить исполнителя и предложить другую дату – не ранее 2 дней и не позднее 3 дней.
В случае, когда потребитель не согласовал дату проверки и не пустил проверяющих в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учёта и размер платы рассчитывается по нормативу с применением повышающего коэффициента.
Обнаружив при обходе, что повреждён прибор учёта, пломбы или другие устройства, исполнитель КУ составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу ПУ. В таком случае плата рассчитывается по нормативу с использованием повышающего коэффициента 10.
Как проводить проверку приборов учёта, узнайте в статье
Работа с должниками
Если потребитель не платит за КУ вовремя в полном объёме и его долг больше двух размеров месячной платы по нормативу, исполнитель может ограничить и приостановить предоставление данной услуги. Об этом надо сообщить должнику за 20 дней одним из следующих способов:
- вручить уведомление под подпись;
- отправить заказным письмом по почте;
- напечатать предупреждение в платёжном документе;
- другими способами, которые позволяют установить дату получения уведомления (телефонным звонком с записью разговора, письмом по электронной почте, смс-сообщением и прочими).
Если в течение 20 дней после получения предупреждения потребитель не погасит долг, ему ограничат предоставление КУ. В помещениях и домовладениях, где ограничить КУ технически невозможно, через 10 дней после введения ограничения потребители временно перестанут получать КУ, если до этого момента не внесут плату в полном размере. В многоквартирном доме должникам не отключают отопление и холодное водоснабжение.
Расходы на ограничение, приостановление и возобновление КУ придётся оплатить должнику. Когда он это сделает, при условии полной выплаты долга исполнитель возобновит предоставление коммунальной услуги.
Названные меры не применяются к должникам, которые заключили с исполнителем соглашение о погашении задолженности.
Меры УК по воздействию на должников ЖКУ356750
Ответ на запрос информации
По заявлению потребителя исполнитель КУ обязан предоставить сведения:
- правильно ли начислена плата за коммунальные услуги этому потребителю,
- есть ли у него задолженности или переплаты,
- правильно ли и на каких основаниях ему начислены штрафы и пени.
Ответить на запрос нужно письменно в течение 3 рабочих дней после подачи заявления. В ответе указать данные за названные в заявлении периоды:
- какой объём коммунальных ресурсов потреблён за каждый месяц по показаниям ОДПУ,
- какой суммарный объём КР потреблён в жилых и нежилых помещениях МКД,
- какой объём КР рассчитали по нормативу потребления,
- каков расход коммунальных ресурсов на ОДН.
Тут же при обращении следует проверить, правильно ли начислены платежи за коммунальные услуги, а также штрафы и пени, верно ли указаны размеры задолженностей и переплат. Документ с исправленными начислениями выдаётся немедленно после проверки.
Как рассчитать размер платы за КУ? Узнайте по ссылке