В 2023 году вступил в силу НПА о монополии газораспределительных организаций на техобслуживание газового оборудования в многоквартирных домах. Из-за этого резко выросли тарифы для населения, и законодатели решили исправить ситуацию с помощью нового регулирования. Читайте, что с 1 сентября изменится в этой сфере.

В 2023 году установлено правило «один дом – одна компания» для техобслуживания газового оборудования

Согласно Федеральному закону от 18.03.2023 № 71-ФЗ, с осени 2023:

  • Техобслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО в многоквартирном доме должна была проводить одна организация – поставляющая ресурс в этот МКД (ч. 4 ст. 157.3 ЖК РФ).
  • При этом оказывать такие услуги могли только газораспределительные организации, которые владеют сетями и занимаются транспортировкой ресурса.
  • Договоры подписывали УО – в части работ по содержанию и ремонту внутридомового оборудования, собственники – на ТО внутриквартирного (ч. ч. 2, 3 ст. 157.3 ЖК РФ, приказ от 29.05.2023 № 388/пр).
  • Плату за ТОиР должны согласовать стороны при заключении договора, а органы власти лишь дают рекомендации по расчёту платы за обслуживание и ремонт (приказ Минстроя РФ от 29.05.2023 № 387/пр).

Утверждены и скорректированы Методические рекомендации по расчёту платы за ТОиР оборудования

После вступления в силу № 71-ФЗ и подзаконных актов потребители начали массово жаловаться на резкий рост цен на услуги. Депутаты обратили на это внимание Минстроя РФ, указав, что ежемесячная стоимость технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования выросла в 1,5–3,3 раза, а внутридомового – в 2,3.

«Принятые ранее решения в некоторых регионах РСО почему-то восприняли как возможность кратно повысить тарифы [...] и заработать за счёт жителей», – отметил глава отраслевого думского комитета Сергей Пахомов.

Например, УФАС России в Самарской области вынесло специализированной компании предупреждение за экономически необоснованные тарифы на ТОиР. Ведомство пришло к выводу, что цены в регионе превышают стоимость аналогичных услуг в федеральном округе.

Собрав и проанализировав жалобы, данные о расценках, Госдума РФ обратилась к главе Минстроя России с просьбой пересмотреть Методические указания № 387/пр и исключить из них лишние затраты компаний. Ведомство приказом от 04.10.2024 № 673/пр попыталось исправить ситуацию и 1 марта 2025 года внесло изменения в методику расчётов:

  • В перечень расходов можно включать лишь экономически обоснованные затраты на материалы – с учётом фактических трат за прошлый год и прогнозируемого индекса роста цен (п. 8 приказа № 673/пр).
  • Из сумм, связанных с выполнением ТОиР газового оборудования, исключили оплату канцелярии, коммунальных услуг, командировочных (п. 13 приказа № 387/пр).
  • Уменьшены повышающие коэффициенты, применяемые к затратам на работы, проводимые организацией вне населённого пункта, где она расположена (п. 5 приказа № 387/пр, п. 4 приказа № 673/пр).

Кабмин получил полномочия утвердить минимальный перечень работ и услуг по ТОиР газового оборудования

Но на этом законодатели не остановили работу в данном направлении – внесли в Госдуму РФ законопроект № 658080-8 с изменениями в № 69-ФЗ и ст. ст. 113, 157.3 ЖК РФ. Он стал Федеральным законом от 31.07.2025 № 308-ФЗ, который вступит в силу 1 марта 2026 года.

«Мы [...] не только спустили на землю зарвавшиеся компании, но и оперативно вернули возможность конкурентной работы на этом рынке», – рассказал Сергей Пахомов о сути нового НПА, который изменил введённый № 71-ФЗ подход к выбору компании для ТОиР газового оборудования.

Так, в абз. 14 ст. 2 № 69-ФЗ уточнили понятие «газораспределительная организация». В ч. 2 ст. 8 пропишут новые полномочия федеральных органов государственной власти по утверждению стоимости технического обслуживания ВДГО и ВКГО, куда должны включаться все работы и услуги из Минимального перечня. Его утвердит Правительство РФ.

Под госрегулирование подпадут и цены на установку и замену такого оборудования. В текущей версии этой нормы № 69-ФЗ полномочия ограничены только тарифами на услуги транспортировки газа.

Также кабмин должен составить перечень требований к организациям, которые вправе обслуживать ВДГО и ВКГО, устанавливать его и менять (абз. 7 ч. 2 ст. 8 № 69-ФЗ). Органы власти субъектов РФ на основе принятых документов утвердят региональные тарифы. При этом в Москве могут быть установлены свои особенности организации этих работ.

К ТОиР газового оборудования допущены все компании, соответствующие утверждённым требованиям

Согласно № 308-ФЗ, в законе о газоснабжении № 69-ФЗ появится новая ст. 30.1 «Требования к техническому обслуживанию, ремонту, установке, замене внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

В этой норме зафиксировано, что ТОиР в многоквартирном или жилом доме, предусмотренные минимальным перечнем, а также установку и замену такого оборудования проводит:

  • газораспределительная организация, транспортирующая природный газ или обслуживающая сеть по договору;
  • газоснабжающая компания, поставляющая сжиженный углеводородный газ до места соединения сети с внутридомовым газопроводом или бытовой газ в баллонах.

При этом ремонт ВКГО и ВДГО, который не входит в минимальный перечень, могут выполнить не только указанные выше подрядчики, но и иные лица, отвечающие требованиям, которые утвердит кабмин.

Утверждены правила госрегулирования тарифов на ТОиР газового оборудования в домах

Нормами № 308-ФЗ корректируются и статьи Жилищного кодекса РФ. Например, из ч. 1.2 ст. 113 ЖК РФ исчезнут формулировки «специализированная» и «исключительным»:

В ч. 7 ст. 157.3 ЖК РФ, введённой № 71-ФЗ в 2023 году, законодатели с 1 марта вносят корректировки. Порядок и условия заключения договоров о ТОиР, минимальный перечень работ и услуг, алгоритм их оказания должно утвердить Правительство РФ. При этом новая редакция ч. 9 этой статьи предусматривает:

«Размер платы за техническое обслуживание ВДГО в многоквартирном доме, ВКГО [...], предусмотренное минимальным перечнем, за установку [...] и замену такого оборудования рассчитываются на основании цен (стоимости) услуг [...], утверждённых исполнительными органами субъектов РФ [...] в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

До № 308-ФЗ в этой части речь шла только о тарифах на ТОиР внутриквартирного оборудования и такие работы в индивидуальных жилых домах, а также не были прописаны полномочия регионов утверждать свои цены.

Согласно будущей редакции ч. ч. 10, 11 ст. 157.3 ЖК РФ, стоимость таких услуг, в том числе по установке и замене ВКГО, сверх минимального перечня согласовывают стороны соответствующего договора.

Установлены штрафы за незаключение договора на ТОиР и недопуск проверяющих к оборудованию

Резюмируя вышесказанное, отметим главные изменения, которые вносит № 308-ФЗ в порядок, установленный осенью 2023 года:

  1. ТОиР газового оборудования сможет проводить как организация, поставляющая ресурс в МКД, так и другие газораспределительные компании, которые занимаются содержанием газовых сетей и отвечают установленным кабмином требованиям.
  2. Фактически вводится госрегулирование цен в этой сфере, что подчеркнула зампред главы комитета ГД РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева.

УО, ТСЖ, кооперативам и собственникам помещений в домах с газовым оборудованием также следует учесть, что заключённые ранее договоры о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и ВКГО должны быть приведены в соответствие с новыми положениями № 69-ФЗ и Жилищного кодекса РФ не позднее 31 декабря 2026 года (ст. 3 № 308-ФЗ).

Помните: Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ введены штрафы за незаключение такого договора, за недопуск исполнителя в помещение для осмотра ВКГО или его ремонта, а также за его самовольную замену (ст. 9.23 КоАП РФ).