Верховный суд РФ поставил точку в деле о том, нарушает ли пункт 5 Правил № 354 права и законные интересы жителей многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением и жилищное законодательство. Рассказываем о главных выводах.
Почему потребитель платит за теплоснабжение при автономном отоплении304276
Устарели ли нормы начала и окончания отопительного сезона?
Вопрос об оспаривании п. 5 Правил № 354 Верховный суд РФ рассматривал во второй раз по запросу одного и того же человека.
В указанном пункте постановления прописано, когда должен начинаться и заканчиваться отопительный сезон в домах с централизованной системой отопления. Это происходит не ранее дня, следующего за днём окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8°C или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8°C.
К домам с индивидуальными тепловыми пунктами это положение не относится. Жители таких МКД самостоятельно решают, когда подключать тепло. Если же они не принимают такое решение, то отопительный сезон начинается и заканчивается в сроки, которые установил уполномоченный орган (абзац 2, п. 5 Правил № 354).
Истец, оспаривая норму о пятидневном периоде ниже и выше +8°C, привёл несколько доводов в подтверждение своего мнения. Так он посчитал, что первый абзац п. 5 Правил № 354 противоречит п. 5 ч. 2 ЖК РФ, согласно которому органы госвласти и местного самоуправления обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг.
Кроме того гражданин увидел нарушение его права на охрану здоровья и отметил, что ему не были обеспечены благоприятные условия жизнедеятельности: по его словам, норма о среднесуточной температуре выше и ниже +8°C устарела и не соответствует «современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха». Условия жизни изменились, и люди стали хуже переносить погодные условия.
Житель дома также указал суду на то, что оспариваемые сроки начала и окончания отопительного сезона не обеспечивают даже соблюдение устаревшей нормы. Тепло начинает поступать в дома не тогда, когда среднесуточная температура составляет 8 градусов, а позже на несколько дней, когда на улице уже гораздо холоднее. Весной же отопительный сезон заканчивается, когда среднесуточная температура гораздо выше 8°С.
Отопительный период получается продолжительнее, чем установлен законодательством.
О способах учёта тепла в МКД с вертикальной и коллекторной разводкой4778616
Сроки отопительного сезона приняты в пределах полномочий Правительства РФ, нарушений жилищного законодательства нет
Подавая апелляционную жалобу в ВС РФ, истец указал, что п. 5 Правил № 354 не был проверен предыдущими судами на соответствие общеправовому принципу обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности. Верховный суд РФ перепроверил все предоставленные доводы и пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы нет.
Правительство РФ может издавать постановления с нормами, которые регулируют жилищные отношения (ч. 4 ст. 5 ЖК РФ). В силу ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ ведомство устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения коммунальных услуг в МКД. Правила № 354 приняты Правительством РФ в пределах его полномочий.
В этих Правилах перечислены требования к коммунальной услуге по отоплению, нормам температурного режима в помещениях. Оспариваемый п. 5 не противоречит жилищному законодательству. Суд не обнаружил правового акта, который бы имел большую юридическую силу, чем указанное постановление, и по-другому определял начало и окончание периода подачи отопления в зависимости от среднесуточной температуры воздуха.
Исходя из ч. 8 ст. 213 КАС РФ, рассматривая административное дело об оспаривании нормативного правового акта, суд выясняет
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- соблюдены ли процедура принятия и требования к форме акта;
- не вышел ли орган, издавший спорный акт, за пределы своих полномочий;
- соответствует ли спорная норма иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Все перечисленные моменты были выяснены в суде, нарушений не обнаружено.
Как перейти на прямые договоры при нецентрализованной системе ГВС101032
Оспариваемое положение не нарушает прав гражданина на охрану здоровья
Верховный суд РФ указал, что п. 5 Правил № 354 не нарушает прав истца на охрану здоровья. Напротив, выполнение этого положения позволяет обеспечить пригодность жилого помещения для проживания.
Довод о несоответствии оспариваемого пункта физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха, суд также опровергнул, сославшись на то, что по делам об оспаривании НПА он проверяет такой акт на предмет его соответствия иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.