Сделали обзор новостей и писем органов власти о надзоре за работой бизнеса за сентябрь. Читайте, какие проверки разрешены, будет ли в 2023 году действовать мораторий на плановый контроль, а также какие изменения произошли в правилах назначения наказаний за нарушения при использовании контрольно-кассовой техники.
В 2023 году планово проверят только организации с высоким риском совершения нарушений
Мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году введён постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В том числе документом утверждены особенности внепланового контроля.
Документ ввёл ряд ограничений на проверки, в том числе в сфере госжилнадзора и лицензионного контроля за работой управляющих организаций. Согласно абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, до 23 августа 2022 года проверки УО по жалобам граждан на нарушение их прав можно было проводить только по согласованию с прокуратурой.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 № 1431 кабмин отменил это правило. Теперь если житель дома напишет жалобу на компанию, ГЖИ может провести проверку без дополнительных согласований (пп. «б» п. 3 ПП РФ № 336).
В октябре 2022 год Правительство РФ внесло очередные изменения в ПП РФ № 336. Постановлением от 01.10.2022 № 1743 кабмин продлил этот мораторий на 2023 год. Законодатели разрешили надзорным органом проверять по графику только предприятия:
- отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- признанные опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.
Постановление от 01.10.2022 № 1743 подготовил Минэк России во исполнение поручения президента РФ по итогам ПМЭФ.
ПП РФ № 1743 позволяет бизнесу, который попадает под плановую проверку, попросить контрольный орган заменить её на профилактический визит. Как отметил Минэк РФ, сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до проведения планового мероприятия. Надзорное ведомство обязано провести профилактический визит, и организация сможет исправить нарушения и не получит штраф.
Как в 2022 году будут проводиться проверки бизнеса: отвечает Минэк РФ86125
При лицензионном контроле в 2023 году планово проверя только УО с высоким риском нарушений
Организации, которым органы контроля присудили 1-4 категории риска, не попадут в планы проверок на 2023 год. Это правило касается федерального, регионального и муниципального видов контроля, регулируемых № 248-ФЗ.
«70% объектов контроля относятся категории низкого риска, а это, как правило, объекты, принадлежащие к малым и средним предприятиям. То есть их планово не проверяют совсем», – сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Согласно п. 31 и приложению к Положению о лицензионном контроле № 1110, УО делятся на четыре категории риска совершения нарушений: высокий, средний, умеренный и низкий. Согласно ПП РФ № 1743, в следующем году все УО, кроме группы с высоким риском, будут освобождены от плановых проверок органов лицензионного контроля и жилищного надзора.
Какие мероприятия со взаимодействием проводят органы надзора72490
За все установленные при проверке случаи расчётов без ККТ – единый штраф исходя из общей суммы ущерба
Помимо органов лицензионного контроля и жилищного надзора, управляющих домами проверяют и другие ведомства, в том числе ФНС России. Летом и осенью этого года служба активизировалась в работе по разъяснению вопросов проверок того, как компании используют ККТ. Так, в августе мы сделали обзор шести писем от ФНС и Минфина России по данному вопросу.
В сентябре Федеральная налоговая служба РФ опубликовала ещё два письма-разъяснения по нюансам привлечения к административной ответственности по итогам проверки использования контрольно-кассовой техники.
Одно из них – письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ – касается ситуации, когда при проверке инспектор выявляет сразу несколько случаев неприменения кассы при расчётах. Эти нарушения квалифицируются по одной статье – ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при одной проверке надзорный орган выявит два и более административных правонарушения по одной статье разд. II КоАП РФ, то контролируемое лицо получает единое наказание за все такие нарушения. В ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ установлен административный штраф, кратный сумме ущерба, причинённого в результате каждого нарушения, в том числе при работе с ККТ.
Если при проверке обнаружится, что мимо кассы проведены пять расчётов, то сумма ущерба равна сумме таких расчётов. Исходя из неё надзорный орган будет назначать штраф по ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
ФНС РФ в письме привёл пример такой ситуации. Предприятие не использовало ККТ при пяти расчётах на суммы 100 тысяч, 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч и 200 тысяч рублей. Компанию привлекут к административной ответственности по ч .2 ст. 14.5 КоАП РФ, а сумма ущерба составит 750 тысяч рублей, и размер штрафа будет исчисляться именно из неё.
Семь вопросов об использовании ККТ: отвечают Минфин, Минэк и ФНС РФ37661
Штраф за неприменение ККТ можно заменить на предупреждение
Второе осеннее письмо ФНС России об ответственности за нарушения при использовании ККТ – от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@. Оно опубликовано из-за Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП РФ.
- Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в новой редакции, штраф заменяется на предупреждение в случае, если:
- нарушение совершено впервые;
- соответствующая статья не предусматривает назначение предупреждения;
- есть обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Это правило относится и к нарушениям в сфере применения контрольно-кассовой техники, наказания за которые прописаны в ч. ч. 7-15 КоАП РФ.
При этом, как отметила ФНС России, в некоторых случаях при назначении наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ может «создавать угрозу неуплаты налогов в полном объёме», то есть угрожать экономической безопасности государства. При наличии таких обстоятельств менять штраф на предупреждение нельзя. Это подтверждает судебная практика, например, дела № А47-13807/2021 и № А60-2477/2022.
- В ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ указано, что если есть хотя бы один из предусмотренных п. п. 1–3 ч. 1 этой статьи поводов к возбуждению дела, то нужно сначала провести проверку со взаимодействием.
Это требование прописано также в п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ и в п. 9 ПП РФ № 336. Согласно письму ФНС России от 19.04.2022 № АБ-4-20/4732@, возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом не допускается. В 2022 году, согласно ПП РФ № 336, проверки о применении ККТ происходят только по решению руководителя, заместителя руководителя налоговой службы России.
- № 290-ФЗ дополнил ст. 32.2 КоАП РФ частью 1.3-3 – при оплате штрафа за административное правонарушение не позднее 20 дней со дня вынесения постановления контролируемое лицо может внести только половину суммы. Указанное положение КоАП РФ используется и при нарушениях в сфере применения контрольно-кассовой техники.
У вас есть интересное управляющим домами письмо или разъяснение надзорных органов? Поделитесь им с нами в комментариях или пришлите на smi@roskvartal.ru.