В числе работ, которые приходится выполнять управляющей организации, заметное место занимает расчёт стоимости работ и услуг за содержание и ремонт МКД. Этому сложному и трудозатратному процессу посвящена статья, подготовленная специально для нашего блога специалистами ЗАО «Центр муниципальной экономики и права». В статье не только раскрывается механизм расчёта стоимости работ, но и описывается, как можно их упростить. |
Почему требуется индивидуальный и экономически обоснованный расчёт стоимости работ?
Согласно нормам действующего законодательства, плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться индивидуально по каждому МКД с учётом реального технического состояния дома (ст. 55.24 ГК РФ, определение ВС РФ от 18.09.2013 № 49-КГПР13-6) и учитывать минимальный перечень работ и услуг по содержанию МКД (п. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).
На основании ч. 23 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация несёт ответственность за оказание всех услуг и работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ, причём их качество должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания, утверждённых ПП РФ от 13.08.2006 № 491. УО должна предложить собственникам помещений и прописать в договоре управления обоснованный размер платы, позволяющий выполнить все эти работы качественно.
Стоимость каждой услуги и работы должна быть определена отдельно, чтобы соблюсти право собственников на изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.
Кроме того, согласно совместному приказу Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр, в обязанность УО входит необходимость размещения в ГИС ЖКХ информации о перечне выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту ОИ в МКД, об объёме, периодичности проведения и стоимости работ и услуг, с указанием использованного порядка расчёта стоимости.
Возможные пути решения проблем экономики УО от экспертов отрасли70286
Формирование фонда платы за содержание и ремонт МКД
Согласно жилищному законодательству, в частности, п. 7 ст. 156 ЖК РФ и ст. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений МКД на ОСС должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания ОИ, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания ОИ в МКД, утверждённого ПП РФ от 03.04.2013 № 290.
УО готовит предложения собственникам помещений по условиям договора управления МКД. Прежде всего это предложения по перечню услуг и работ в отношении каждого МКД.
Ст. 161 ЖК РФ обязывает УО контролировать состояние и сохранность ОИ МКД. Поэтому при утверждении платы собственники не могут отказаться от работ, которые обязательно нужны для безопасного проживания. Однако по решению собственников в МКД может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством.
Поэтому в отдельно взятом доме стоимость содержания и ремонта жилья может быть как выше, так и ниже аналогичных МКД.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен перечню, утверждённому собственниками помещений МКД, объёмам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил № 491).
После формирования перечня работ по содержанию и ремонту МКД на предстоящий год следующий шаг – определение того, сколько средств потребуется на выполнение каждой работы и какова будет общая стоимость всех работ и услуг.
Для определения объёма необходимых затрат на планируемые работы и услуги, а следовательно, и размера ежемесячной платы собственников помещений нужна информация о стоимости каждой работы и услуги, включённой в перечень.
Экономика МКД: главные принципы и методика определения110462
Методология расчёта стоимости работ и услуг
При определении расчётной стоимости работ и услуг по содержанию и текущему ремонту ОИ используются следующие методы:
- ресурсный метод;
- метод аналогов;
- метод индексации.
Ресурсный метод применяется при наличии разработанных норм и нормативов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при выполнении работ и услуг. При ресурсном методе определение расчётной стоимости работ и услуг осуществляется прямым калькулированием исходя из нормативов материальных, трудовых ресурсов (элементов затрат) и прогнозных цен и тарифов.
В настоящее время практически на все виды работ и услуг по содержанию и ремонту ОИ Центром муниципальной экономики и права определены нормативы трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому применение данного метода обеспечивает наибольшую точность полученного результата и, соответственно, базу для обоснованности предложений по плате за содержание жилых помещений.
В основе ресурсного метода – расчёт стоимости работ. То есть расценка на работы определяется как произведение норматива ресурса и стоимости единицы ресурса. Схема расчёта стоимости работ и услуг ресурсным методом:
Стоимость работы и услуги на единицу объёма можно определить по формуле:
Сi ед = Ро.т.i+ Рмат.i + Рэкспл.маш.i + Робщ. i + Pнал i + Пр,
где Ро.т.i – расходы на оплату труда рабочих, руб.;
Рмат.i – расходы на материальные ресурсы, руб.;
Рэкспл.маш.i – расходы на эксплуатацию машин и механизмов, руб.;
Робщ.i – общеэксплуатационные расходы, руб.;
Рнал.i – налоги, сборы, платежи, руб.;
Пр – прибыль от выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, руб.
Для расчёта стоимости работ ресурсным методом требуются:
- Сведения о МКД и придомовой территории (характеристики, площади и т.д.). Они берутся из паспорта дома, данных Росреестра и т.д. Данная информация вносится в ГИС ЖКХ в первую очередь.
- Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту ОИ МКД с оптимальной периодичностью.
- Ставка рабочего первого разряда. Определяется внутренними документами УО, условиями Отраслевого тарифного соглашения по каждому виду работ или на основании статистических данных по регионам РФ на данный период.
- Стоимость материалов, использованных для проведения работ. Используются либо реальные закупочные стоимости материалов на основании бухгалтерских отчётов за предыдущие периоды, либо среднестатистические цены по региону на определённый период.
- Количество человеко-часов и материалов, необходимых для выполнения перечня работ (см. сборник «Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов», разработанный Центром муниципальной экономики и права, ГЭСНы, ФЕРы, ЕНИРы, СНиПы и т. д.).
- Ставки налогов, накладных расходов и расходов на управление. Определяются законодательством, на основании бухгалтерских и статистических отчетов организации за предыдущие периоды, либо с помощью ряда сборников по расчёту численности УО, определению общеэксплуатационных расходов и др., также разработанных Центром муниципальной экономики и права.
Например, расходы на оплату труда рабочих определяются как нормативный фонд заработной платы рабочих, выполняющих работы и услуги по содержанию ОИ и текущему ремонту, исходя из нормативной трудоёмкости работ и условий Отраслевого тарифного соглашения по каждому виду работ на принятый натуральный измеритель.
Рот.i = Нi × ЗПосн.i + ЗПдоп.i,
где Нi – нормативная трудоемкость для выполнения i-го вида работ и услуг, чел.-час;
ЗПосн.i – часовая тарифная ставка рабочего, выполняющего i-й вид работ, руб./час;
ЗПдоп.i – начисления стимулирующего и компенсационного характера рабочему, выполняющему i-й вид работ, руб./час.
Нужно обратить внимание, что теперь расходы должны учитывать затраты на потребление воды при производстве работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Более подробно об этом можно прочитать в «Методических рекомендациях по определению платы за содержание жилых помещений», разработанных Центром муниципальной экономики и права.
Какие факторы влияют на экономику организаций жилищно-коммунального хозяйства119421
Расчёт стоимости работ и услуг – это просто!
Метод расчётов, который мы описали, наиболее точный, но при этом и наиболее трудоёмкий. Возникает резонный вопрос: можно ли как-то сократить этот расчётный путь?
Специалистам Центра муниципальной экономики часто приходилось рассчитывать плату на основании таблиц, составленных в Excel. И со временем стало понятно, что весь нормативный подход можно облечь в простую и доступную программу – именно так родился online-сервис «МКД-расчёт», в основу которого заложены современные нормативы на все ресурсы, необходимые для выполнения работ по содержанию МКД, а также среднестатистические цены на все материальные и трудовые ресурсы, используемые в этих нормативах, по каждому региону РФ.
Программа «МКД-расчёт» содержит большой перечень работ по санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД любого типа.
Готовые расчёты можно выгрузить в формате Excel и использовать в дальнейшем для размещения в ГИС ЖКХ. Работы в «МКД-расчёт» согласованы со справочниками работ ГИС ЖКХ, что облегчает их размещение.
Существенным преимуществом «МКД-расчёт» является отслеживание изменения размера платы за кв. метр в месяц в зависимости от добавления работ в смету, изменения периодичности и параметров отчислений. Для этого достаточно ввести площадь в окошко «Стоимость на кв. м».
Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается сроком не менее одного года. Для перерасчёта цен на следующий год в «МКД-расчёт» можно просто переключиться на цены следующего года, и стоимости всех работ из вашего перечня автоматически обновятся.