ГИС ЖКХ: Планируемые изменения
Устаревшая статья
В преддверии 1 июля 2016 года, когда ГИС ЖКХ должен будет заработать в полную силу. Готовится ряд поправок для внесения в ФЗ №209 от 21.07.2014 года. На данном этапе проект поправок к 209-ФЗ находится на стадии подготовки заключения оценки регулирующего воздействия. Текст документа можно посмотреть на федеральном портале нормативно-правовых актов.
В 209-ФЗ внесут изменения
Проект поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» принят Госдумой в первом чтении 19 февраля 2016 года. В случае одобрения и принятия проекта поправок, документ вступит в силу со дня его официального опубликования. Итак, рассмотрим, какие конкретно изменения предлагается внести.
Инициаторы документа хотят отнести также к поставщикам информации, размещающим сведения в системе, “лица, которые размещают информацию в системе от имени и (или) по поручению указанных лиц” (п.2 ст.2 ФЗ №209).
Также ст.7 данного ФЗ хотят дополнить ч.25 следующего содержания:
“При размещении в системе информации, необходимой для предоставления пользователям системы функциональных возможностей системы, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласие субъектов персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на обработку персональных данных не требуется.”
Ст.8 ФЗ №209 будет дополнена ч.1.1 следующего содержания:
“Поставщик информации вправе предоставить иным лицам полномочия на размещение информации в системе. При размещении информации в системе о согласии на размещение информации от иного лица, на такое лицо распространяются обязанности, предусмотренные настоящим федеральным законом для поставщика информации, а также ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации.”
В данной статье 209-ФЗ ещё раз будет уточнён тот факт, что для обработки персональных данных пользователей системы согласия с их стороны не требуется:
“При обработке персональных данных в системе для реализации предоставляемых пользователям системы функциональных возможностей системы, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получение согласия пользователей системы как субъектов персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не требуется.”
Это к вопросу о том, что управляющие организации ставят под сомнение необходимость размещения в ГИС ЖКХ сведений, содержащих персональные данные собственников помещений в МКД. Проект поправок должен узаконить тот факт, что для размещения информации, содержащей персональные данные, в ГИС ЖКХ согласия собственников не нужно.
Подробнее про персональные данные пользователей ГИС ЖКХ читайте в этой статье
Планируемые изменения в жилищном законодательстве
Стоит отметить, что изменения планируется внести не только в 209-ФЗ, но и в Жилищный Кодекс РФ. В частности, в ч.4.2 ст.20 ЖК РФ предлагается внести дополнение, согласно которому, основанием для проведения внеплановой проверки УК будут являться также нарушения, выявленные в ГИС ЖКХ, и о которых сообщено с использованием системы.
Следующее дополнение будет внесено в ч.1.1 ст.46 ЖК РФ после первого предложения:
“Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. В случае если управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в орган государственного жилищного надзора в указанный срок копия решения и протокола общего собрания собственников помещений не были направлены, орган государственного жилищного надзора размещает в системе копию решения и протокола общего собрания собственников помещений, полученных от лица, инициировавшего общее собрание.”
Поскольку планируется, что с 1 января 2017 года все квитанции на оплату ЖКУ будут поступать к собственникам помещений в МКД в электронной форме с использованием системы, то для этого предлагается ч.2.1 ст.155 ЖК РФ изложить в следующей редакции:
“Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежит размещению в системе в срок, предусмотренный пунктом 1 части 2 настоящей статьи. На основании размещенной в системе информации, необходимой для внесения платы, потребитель может сформировать в системе электронную форму данной информации в виде платежного документа.”
Также предлагается переписать ч.2.2 ст.155 ЖК РФ в следующей редакции:
“В случае неразмещения информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный пунктом 1 части 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором была размещена указанная информация в системе.”
Кроме того, в эту же статью Жилищного Кодекса будет добавлена часть 2.4, согласно которой собственники помещений в МКД будут вправе отказаться в системе от предоставления им платёжных документов в бумажном виде. В таком случае этим собственникам квитанции будут предоставляться только в электронной форме с использованием системы.
С введением с 1 января 2017 года оборота электронных платёжных документов на оплату ЖКУ в ГИС ЖКХ собственникам помещений в МКД будет дано право на внесение показаний индивидуальных приборов учёта с использованием системы. В частности, ст.157 ЖК РФ будет дополнена частями 1.1 и 1.2:
“Собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домах вправе размещать информацию о показаниях индивидуальных приборов учета. Размещение данной информации собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов в системе означает её надлежащую передачу управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному кооперативу или иному потребительскому кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом, или ресурсоснабжающей организации.”
“При определении размера платы за коммунальные услуги подлежит обязательному применению информация, размещенная в системе, в том числе показания приборов учета, используемых для определения объема (количества) поданных в многоквартирные дома и жилые дома коммунальных ресурсов, и информация о фактах нарушения параметров качества и непрерывности поставки коммунальных ресурсов с размещением соответствующих актов.”
В новой редакции предлагается изложить содержание ч.1 ст.172 ЖК РФ, согласно которой теперь владельцы спецсчёта формирования средств капитального ремонта должны в течение 5 рабочих дней с момента его открытия представить в орган ГЖН уведомление, в том числе с использованием системы, о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капремонта с приложением копии протокола ОСС о принятии данного решения, а также справки банка об открытии спецсчёта.
Подробнее про передачу копий решений и протоколов ОСС в ГЖН посредством ГИС ЖКХ читайте здесь
Изменения в лицензировании
Что касается главы Жилищного Кодекса РФ о лицензировании, то здесь также предлагается внести соответствующие поправки. Так, например, п.6 ч.1 ст.193 ЖК РФ будет скорректирован и к лицензионным требованиям также отнесено:
“соблюдение лицензиатом требований по размещению информации в системе в соответствии с законодательством Российской Федерации.”
Кроме того, будет введён и новый пункт в лицензионные требования (ст.193 ЖК РФ), в соответствии с которым лицензиат или соискатель лицензии должен будет в обязательном порядке зарегистрироваться в ГИС ЖКХ.
И последнее изменение будет касаться внеплановых проверок управляющих организаций в части соблюдения ими лицензионных требований. Так, если в ГЖН поступят письменные или с использованием системы жалобы граждан или заявления юридических лиц о нарушении какой-либо УК её лицензионных требований, то будет организована внеплановая проверка на основании имеющегося обращения.
Данное изменение будет внесено в ч.3 ст.196 ЖК РФ:
“Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, , в том числе посредством системы, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.”
На сегодняшний день это все планируемые изменения, которые предлагается внести в жилищное законодательство в связи с началом работы ГИС ЖКХ в полную силу с 1 июля 2016 года.
Узнайте также про права доступа в открытую и закрытую части ГИС ЖКХ