ГИС ЖКХ запущена в 2014 году, но до сих пор в её функционале есть пробелы, которые усугубились после появления приказа № 79/пр. Что не так с этим НПА и разделами системы, будут ли эти проблемы решать Минстрой РФ и оператор, обсудили с экспертом-практиком Маргаритой Кобко.

В 2024 году Маргарита Кобко провела 15 эфиров «ГИС ЖКХ от А до Я», на которых разобрала сложные вопросы размещения информации. Также на практических  онлайн-курсах эксперт показала УО и ТСЖ, как без ошибок работать в системе

Неполное соответствие функционала требованиям НПА о размещении информации в системе

На эфирах и семинарах вы много говорите о несоответствии функционала системы требованиям НПА и вообще практике управления МКД. Так всегда было, или это тенденции последних лет?

РосКвартал плотно начал работать с ГИС ЖКХ в 2016 году, когда у управляющих организаций появилась обязанность регистрации в системе. С тех пор она постоянно развивалась и менялась. То, что мы сегодня видим, в 2016-2017 годах выглядело совершенно по-другому: очень многих полей и вкладок тогда не было.

Система более-менее стала понятна и доступна для размещения информации в полном объёме примерно в 2019 году: на тот момент её функционал соответствовал требованиям НПА примерно на 80%. Могу сказать, что ГИС ЖКХ до сих пор развивается и дополняется, но уже точечно, в каких-то отдельных моментах.

Также постоянно, но будто обособленно от возможностей системы, менялись и требования к размещению данных в ней. До сентября 2024 года основным документом с такими требованиями был приказ № 74/114/пр.

Глобальные корректировки в нём произошли в октябре 2018 года: Минстрой и Минцифры России приказом от 16.10.2017 № 550/1434/пр дополнили и расширили документ в части обязанностей УО, ТСЖ и кооперативов. И пункты раздела 10 уже проще было понимать. Но были и негативные последствия этих изменений.

Что за последствия? Приведите пример.

Например, в приказе была звёздочка, которая чётко давала понять, что в договор управления вносятся только виды коммунальных услуг, по которым УО или ТСЖ являются исполнителями. В октябре 2018 года это примечание убрали, нет его и в новом приказе.

Последствия этого мы прочувствовали в 2021 году, когда была всероссийская проверка, и потом, при продлении лицензий у УО. Органы надзора, не разобравшись, требовали у компаний разместить данные по коммунальным услугам даже без статуса исполнителя.

Возвращать примечание в приказ № 79/пр Минстрой РФ не будет. Но у нас есть его письмо и ответ администрации президента, где даны разъяснения: в договор управления размещаются только те виды коммунальных услуг, по которым УО является исполнителем. В случае споров с ГЖИ можно опираться на эту позицию:

Ведомства в ответах дают ссылки на ЖК РФ. Так что, чтобы правильно размещать информацию в системе недостаточно опираться только на приказ № 79/пр, нужно брать на изучение и другие нормативные акты.

Размытость и неточность норм приказа № 79/пр, что требует уточнений и пояснений от Минстроя и оператора

То есть без писем Минстроя и оператора разобраться в системе невозможно?

Возможно, конечно, но методом проб и ошибок. Из-за расхождений приказа и возможностей системы, отсутствия нужных данных в инструкциях с 2016 года началась наша активная переписка с Минстроем РФ и оператором. Мы просили разъяснений и дополнений по многим пунктам приказа № 74/114/пр и функционалу ГИС ЖКХ.

Переписка с Минстроем РФ некоторое время была достаточно плодотворной: он хорошо и активно отвечал на письма. Благодаря этому мы смогли многие вещи понять, разработать рекомендации, как размещать ту или иную информацию. И активно делились знаниями с УО, ТСЖ и кооперативами.

«Переписка с Минстроем РФ некоторое время была плодотворной». А сейчас?

Сейчас всё сложно. Наиболее яркий пример – наша переписка по проблемам в функционале ГИС ЖКХ и в приказе № 79/пр, длившаяся более года.

Весной 2024 года Минстрой России вынес на обсуждение проект этого приказа. Мы его проанализировали и отправили предложения по изменениям. Надеялись, что авторы документа грамотно и профессионально подойдут к работе. Но все замечания РосКвартала были проигнорированы, и 1 сентября 2024 года приказ № 79/пр вступил в силу без каких-либо изменений.

Тогда мы написали о своих замечаниях в администрацию президента, приложили скриншоты, переписку. Но обращение переслали в Минстрой РФ. И тот дал нам подробные разъяснения по каждому пункту замечаний. Ответы нам не понравились.

В основном они сводились к тому, что никаких изменений система и приказ не требуют, всё и так работает. А если потребность в доработках функционала по нашим замечаниям и есть, на ближайшее время в плане оператора их нет.

Требование вносить необязательные данные и нарушение принципа однократности размещения информации

О каких недоработках и проблемах идёт речь? Что не так с системой и приказом № 79/пр?

Например, размещение информации о выполненных работах во вкладке «Фиксация работ и услуг» раздела «Перечень работ и услуг». Мы с 2017 года переписывались с Минстроем России и с оператором ГИС ЖКХ по данной теме.

До 2022 года ведомство отвечало, что УО и ТСЖ обязаны размещать эти данные, хотя в приказе № 74/114/пр такого требования не было. Кстати, в № 79/пр оно тоже отсутствует.

Затем в ГИС ЖКХ появился функционал по размещению актов выполненных работ, и Минстрой РФ ответил, что фиксация работ и услуг предусмотрена дополнительно. После чего функционал системы обновился, и вкладка стала обязательной.

Пропустить её нельзя, даже несмотря на отсутствие в приказе № 79/пр требований её заполнять. Минстрой России не видит в этом нарушений, исправлений в систему вносить не будут.

Выдержка из ответа Минстроя РФ по вопросу многократного размещения в системе одного АВР

Другой пример: по приказу мы должны размещать и загружать только файл АВР за период, за который он был составлен. Больше ничего. Но сейчас сохранить данные можно только при условии, если акт размещён у каждого вида работ. То есть один и тот же годовой акт приходится вносить в систему до 100–200 раз.

Но и здесь Минстрой РФ проблем не видит, хотя нарушается один из принципов № 209-ФЗ – однократность размещения информации.

Обязанность УО и ТСЖ указывать в системе СНИЛС, хотя собирать такие данные у жителей они не обязаны

Это единственный случай, когда функционал системы или приказ № 79/пр идут в разрез с НПА, имеющими большую юридическую силу?

Нет. Как вы помните, в приказе № 74/114/пр в пунктах о СНИЛС стояла пометка «при наличии». Ведь ни один НПА не требует от УО и ТСЖ собирать такие данные собственников помещений в МКД.

Но в приказе № 79/пр такой пометки нет: вносить СНИЛС стало обязательным – при размещении решений ОСС и сведениях о членах ТСЖ, кооперативов. Пока функционал ГИС ЖКХ позволяет нам обойти это требование, если внести паспортные данные собственника: поле СНИЛС становится опциональным. Но формально ГЖИ вправе наказать поставщика за отсутствие этих данных в системе.

Мы указали Минстрою РФ на эту ситуацию, но ведомство указало: СНИЛС – главный идентификатор гражданина, нужно его вносить. Судя по полученным ответам, никаких изменений в приказе или функционале по данному вопросу не будет:

Причём в ответах Министерства и оператора речь идёт только о внесении страхового номера при проведении онлайн-ОС, хотя мы делали акцент на размещении решений к протоколу очно-заочных собраний:

Отсутствие в ГИС ЖКХ функционала для размещения размера платы в разных условиях заключения ДУ

А какие-то из замечаний РосКвартала по недоработкам системы Минстрой РФ признал?

Да, но ситуацию это не поменяло. Например, он подтвердил отсутствие функционала для размещения размера платы за содержание, принятого на основании договора между УО и застройщиком. Единственное основание, по которому эти данные компания вносит в систему, – решение ОСС.

Мы просили Минстрой РФ и оператора доработать систему, ведь поле «Основание» пропустить нельзя. Нам ответили, что в 2025 году такие работы не планируются.

Также нет возможности разместить размер платы по результатам открытого конкурса. Эту информацию должны заполнять органы МСУ, на что и сослался Минстрой РФ, считая функционал системы достаточным. Но я ещё ни разу в своей практике не сталкивалась с тем, что администрация внесла эти сведения.

Проблема с кадастровыми номерами есть, но Минстрой РФ и Росреестр её не видят

На телеграм-эфирах вы не раз говорили о проблеме кадастровых номеров в системе. Об этом тоже писали в администрацию и в Минстрой РФ?

Конечно, ведь кадастровые номера в ГИС ЖКХ задваиваются, иногда могут быть неактуальными или вообще отсутствовать. Мы в письме привели примеры таких ситуаций, но получили ответы с фактами, проверить которые не можем. При этом ошибки и проблемы в ГИС ЖКХ сохраняются.

Например, ведомства считают, что поставщики информации должны сами определиться, какой кадастровый номер в системе правильный или найти его. Если не нашли, обратиться в Росреестр.

При этом в январе некоторые УО и ТСЖ получили письма от Росреестра: он попросил по проблемам с кадастровыми номерами в ГИС ЖКХ обращаться к её оператору. Круг замкнулся, решение не найдено, да никто его и не ищет.

Требование размещать каждое решение собственника отдельно не учитывает практику проведения ОСС

А были ли в письмах ответы Минстроя РФ, с которыми вы согласны и принимаете их в работу?

Да, это вопрос с загрузкой в систему сводных реестров голосования на очной части ОСС. Некоторые компании до сих пор так делают, если собственники собираются на общее собрание и голосуют по вопросам повестки дня, поднимая руки.

Секретарь сводит результаты в единую таблицу, а участники ОСС подписывают документ. Это удобно, но разместить такие реестры в ГИС ЖКХ невозможно – нет функционала. Внести их вместе с протоколом нельзя: это нарушает требования № 152-ФЗ к защите персональных данных граждан.

Минстрой России считает, что оформление результатов собрания в форме реестра – выбор секретаря или инициатора ОСС: такой метод не предусмотрен ЖК РФ. Решения собственников должны быть отдельными бланками и по отдельности внесены в систему. Иного функционала в системе не будет.

И Минстрой РФ прав в данной ситуации. Мы рекомендуем инициаторам ОСС пересмотреть подход в проведении очной части голосования.

Минстрой и оператор не будут приводить в соответствие с НПА функционал ГИС ЖКХ и приказ № 79/пр

Получается, столько вопросов в работе системы так и не нашли решения. И что дальше? Ещё куда-то писать?

Наша переписка и так длилась год, и смело можно сделать вывод, что ответственные за систему ведомства ничего исправлять в приказе № 79/пр и функционале не будут.

Мы написали в администрацию о несогласии с полученными разъяснениями Минстроя РФ. На этот раз наше обращение оказалось у оператора технической поддержки. Он подготовил ответ для администрации, и та его скопировала и переслала нам. Оператор подробно рассказал, как надо размещать информацию согласно его алгоритмам и инструкциям. А-то мы не знаем как размещать!

Дальше писать уже некому. Поэтому нужно принять ситуацию такой, какая она есть: решить, как действовать в каждом спорном случае и отстаивать свои интересы. Мы уже выработали рекомендации для сотрудников и клиентов.

О том, что делать в сложных ситуациях, с которыми УО сталкиваются при работе в системе, Маргарита Кобко рассказывает на онлайн-практикумах: групповых и индивидуальных.

➡️ Если вы хотите узнать о хитростях и лайфхаках наших специалистов, заполняющих ГИС ЖКХ, выберите курс и зарегистрируйтесь.

Устали обходить подводные камни, учиться, следить за НПА и искать ответы на вопросы, как внести информацию в систему? Передайте эту работу нашим опытным сотрудникам – и потратьте время на работу по управлению МКД.

Позвоните: 8 800 500-65-61 (звонок бесплатный), отдел продаж – 8 (812) 425-37-75, либо заполните форму ниже: мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Отправить мои ответы