Продолжаем разбирать судебные споры, подтверждающие важность работы управляющих организаций в ГИС ЖКХ. На прошлой неделе мы говорили о внесении изменений в региональный реестр. Сегодня узнайте, как ошибки, допущенные при заполнении системы, мешают УО успешно пройти перелицензирование.

Органы ГЖН при рассмотрении заявления на перелицензирование УО проверяют заполнение ГИС ЖКХ

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию сроком на пять лет. По истечении этого периода компания должна обратиться за продлением лицензии (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ).

Орган ГЖН принимает решение по такому заявлению после проверки:

Если выявлены одно или несколько нарушений, то надзорное ведомство может не продлить лицензию УО. И, как показала практика, самым частым основанием для этого стали ошибки при размещении информации в ГИС ЖКХ. Но с такими отказами управляющие организации успешно борются в судах: рассмотрим пример, которым поделился наш подписчик.

ГЖИ может отказать УО в продлении лицензии, если выявит нарушения требований к работе в ГИС ЖКХ

Управляющая организация из Ленинградской области, получившая лицензию в июне 2015 года, обратилась в орган ГЖН с заявлением на перелицензирование, но получила отказ.

Надзорное ведомство в решении перечислило допущенные компанией нарушения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ (далее – пункты разд. 10 приказа № 74/114/пр):

  • Не заполнен раздел ГИС ЖКХ «Общие сведения о многоквартирном доме» (п. п. 2.1.1–2.1.9).
  • Не размещён перечень оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению МКД, по содержанию и текущему ремонту общего имущества (п. 3.2).
  • Не внесена годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность (п. 15). ГЖИ отметила, что документы загружены с опозданием на месяц.

УО не согласилась с отказом органа ГЖН и обратилась в суд с требованием признать его недействительным и обязать ведомство продлить лицензию (дело № А56-36622/2023).

Суды подтверждают право ГЖИ отказать в продлении лицензий, если допущенное нарушение значительное

Орган ГЖН в доказательство допущенных УО нарушений предоставил суду скриншоты из ГИС ЖКХ, и организация их не оспаривала. Из документов видно – она не внесла в систему данные согласно п. п. 2.1.1–2.1.9 разд. 10 приказа № 74/114/пр.

Компания сослалась на то, что отсутствующие в ГИС ЖКХ сведения о помещениях размещаются из базы Росреестра в рамках информационного обмена. Но судья подчеркнул: это не исключает обязанность УО отслеживать достоверность данных и при необходимости корректировать их – самостоятельно или через обращение в уполномоченное ведомство.

«Сведения [...] представляют важное значение при проведении общих собраний. Ошибочность данных о площади помещений в МКД существенным образом нарушает права собственников на достоверность и полноту информации [...], что нельзя оценивать в категориях несущественности или малозначительности», – отметил суд.

«УО не должны отслеживать ошибки Росреестра и обращаться в ведомство для их исправления. Это только их право. Они обязаны только выбрать из системы кадастровый номер или присвоить его МКД», – прокомментировала данное требование суда наш эксперт Маргарита Кобко. – «И корректировать данные Росреестра в ГИС ЖКХ управляющие организации не могут: у них нет технической возможности».

Согласно разд. 10 приказа № 74/114/пр, УО обязана разместить в системе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность в течение I квартала текущего года за предыдущий период. Организация-истец выполнила требование только 29 апреля. Судья согласился, что УО допустила нарушения требований ЖК РФ и орган Госжилнадзора правомерно отказал ей в продлении лицензии. Иск был отклонён.

«Да, исходя из нашей практики, если годовая отчётность размещена позже установленных сроков, надзорные органы привлекают УО к ответственности. При этом отмечу, что если документы внесены в систему до 1 апреля, но потом УО внесла в них изменения, то история размещения сохранит дату только последних изменений. Доказать своевременное внесение отчёта потом будет сложно», – подчеркнула Маргарита Кобко.

ГЖИ в суде должна доказать, что санкция соразмерна допущенным в ГИС ЖКХ нарушениям

Управляющая организация подала апелляционную жалобу, и суд подтвердил, что факт невыполнения УО лицензионных требований доказан. Однако последствия не соразмерны проступку компании.

  1. Требования пп. пп. 2.1.1–2.1.9 разд. 10 приказа № 74/114/пр не предписывают управляющим организациям размещать информацию о нахождении дома в собственности РФ или субъекта РФ, либо в муниципальной собственности, а также о статусе общежития.

Эту информацию вносят в систему органы государственной или муниципальной власти, к которым заявитель не относится (п. 11 разд. 2, п. 10 разд. 6 приказа № 74/114/пр). Данные в систему передаются в автоматическом режиме из базы Росреестра.

Маргарита Кобко: «В личном кабинете УО указанные поля активны, но, даже если ввести данные, они не сохранятся. Это функционал органа МСУ. В приказе № 74/114/пр нет пунктов, обязывающих УО размещать такую информацию».

  1. ГЖИ не указала, какого объёма информации в числовых и процентных показателях не хватает в ГИС ЖКХ по всем 29 домам, находящимся в управлении компании.
  2. Надзорное ведомство не представило доказательств намеренного уклонения УО от исполнения возложенных на неё обязанностей или нарушения прав граждан. Жалобы от жителей МКД по данным основаниям в ГЖИ не поступали.
  3. На момент подачи заявления у организации-истца отсутствовали грубые нарушения лицензионных требований, для пресечения которых необходимо отобрать у неё лицензию (пп. 4(1) Положения № 1110).
  4. Отказ в продлении срока действия лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией, которая зависит от характера и тяжести правонарушения, размера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя. Наказание должно соответствовать требованиям справедливости, соразмерности и соответствия совершённому деянию (ст. 55 Конституции РФ).

«Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об отказе в продлении лицензии», – подчеркнул кассационный суд.

В итоге инстанция пришла к выводу, что отказ в перелицензировании несоразмерен выявленным ГЖИ нарушениям. Судья отменил решение коллег и удовлетворил требования управляющей организации.

Суды не считают неразмещение информации в ГИС ЖКХ грубым нарушением лицензионных требований

ГЖИ подала кассационную жалобу, считая, что суд не вправе обязывать надзорное ведомство принять положительное решение по заявлению лицензиата. Это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, поскольку отказ в продлении лицензии – это результат оказания госуслуги, а не административное наказание. К тому же УО вправе обратиться за предоставлением новой лицензии.

Но кассационная инстанция заняла сторону апелляционного суда, придя к тем же выводам: ГЖИ не доказала, что УО намеренно не заполняла ГИС ЖКХ. Лишение организации права управлять домами слишком тяжёлое наказание за нарушения, выявленные надзорным органом. На днях ведомство подало жалобу в Верховный суд РФ: ждём, какую позицию он займёт.

Маргарита Кобко: «Согласна с решением суда: это не тот объём, за который можно наказывать УО непродлением лицензии. В каждой отдельной ситуации нужно анализировать поведение компании: насколько она старалась принять все зависящие от неё меры, чтобы внести данные».

УО успешно отстаивают в судах свои лицензии, если отказ дан из-за отдельных нарушений в работе с ГИС ЖКХ

Как правило, дела об оспаривании отказа в продлении лицензии из-за нарушений в ГИС ЖКХ завершаются на стадии первой или апелляционной инстанций. Они чаще всего разделяют позицию коллег из дела № А56-36622/2023:

По мнению суда, факт нарушения требований по заполнению ГИС ЖКХ сам по себе не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии. Данные можно доразместить позже.

ГЖИ вменяла УО неразмещение в системе информации о тарифах на коммунальные услуги по нескольким домам. Суд принял довод компании о том, что она вносила такие сведения по всем МКД, но по техническим причинам данные не везде сохранились.

К тому же собственники помещений видят тарифы в личных кабинетах ГИС ЖКХ и на других сайтах, например, РСО. Процент отсутствующей в системе информации незначителен по отношению к общему объёму данных по 282 МКД в управлении лицензиата.

Управляющая организация не внесла все необходимые данные по дому в ГИС ЖКХ из-за её некорректной работы. При этом компания размещает такие сведения на информационных стендах и в квитанциях за ЖКУ: по этому вопросу жалоб от собственников не поступало.

Суды пришли к выводу, что отсутствие в системе части необходимой информации не служит достаточным основанием для отказа в продлении срока лицензии. УО впоследствии должна внести в систему всё, что требуется.

Чтобы избежать ошибок в ГИС ЖКХ, следует обращаться к опытным специалистам или учиться работать в системе

Готовитесь к продлению лицензии и боитесь, что из-за ГИС ЖКХ получите отказ? Обратитесь к нам: наши специалисты знают все нюансы работы по размещению информации в системе, в том числе при перелицензировании.

Хотите самостоятельно вести эту непростую часть деятельности УО, но не уверены, что сделаете всё правильно? К вашим услугам – консалтинг и онлайн-курсы эксперта по ГИС ЖКХ Маргариты Кобко.

Познакомиться с ней вы можете на бесплатных Телеграм-эфирах «ГИС ЖКХ от А до Я»: ближайший начнётся 18 июня 2024 года. Обсудим размещение в системе протоколов ОСС и решений собственников. Для участия нужно только в 10:00 мск подключиться к трансляции.

P.S. Спасибо нашему подписчику – ООО «ЖКТ», поделившемуся с редакцией делом № А56-36622/2023.