Второе полугодие 2021 года богато на изменения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в особенности – касающиеся деятельности предоставления коммунальных услуг. Наш постоянный эксперт Алик Зеленков, ведущий юрист «МКДЭКСПЕРТ», рассмотрел некоторые из них в статье.
Когда РСО не вправе отказаться от заключения прямого договора139021
Государственный и муниципальный жилнадзор и общественный жилищный контроль
Федеральный закон от 11.06.2021 № 170 упорядочил ст. 20 ЖК РФ: ранее она представляла собой неупорядоченный перечень видов деятельности, которую осуществляют надзорные органы. Теперь статья стала структурированной и раскрывает конкретные составляющие предмета государственного и муниципального жилищного надзора, общественного жилищного контроля. Такой предмет включает в себя соблюдение требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
В № 170-ФЗ отмечается, что организация и проведение государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Относительно надзора внесены изменения и в законы о ресурсоснабжении:
- В ст. 23.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» о контроле за ценами в области газоснабжения.
- В ст. 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» о контроле за ценами в электроэнергетике.
- В ст. 12.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» о контроле в области установления цен в сфере теплоснабжения.
- В ст. 35 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о контроле в области установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нововведения актуальны для РСО, поскольку одной из составляющих предмета надзора является соблюдение требований к предоставлению коммунальных услуг. Отмечу, что деятельность РСО по предоставлению коммунальных услуг также подпадает под объект государственного жилищного надзора (п. 5 постановления Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670).
Нововведения в сфере обращения с твёрдыми коммунальным отходами
В Федеральном законе от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнено понятие «транспортирование отходов». Это перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах России, в том числе по автомобильным и железным дорогам.
Такая перевозка проводится вне границ земельного участка в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица. В ранней редакции Жилищного кодекса РФ говорилось только о «транспортных средствах» без конкретизации их видов.
Изменено одно из требований к транспортированию отходов – теперь обозначения классов опасности должны быть указаны на транспортных средствах, контейнерах и цистернах. Ранее подобное требование выдвигалось только к транспортным средствам.
Образцы специальных знаков, обозначающих определённый класс опасности, а также порядок их нанесения на объекты устанавливает Минтранс РФ.
Как перейти на прямые договоры при нецентрализованной системе ГВС101122
Изменения в порядке расчёта платы за отопление
В постановлении от 31.05.2021 № 24-П Конституционный Суд РФ отметил, что необходимо изменить порядок расчёта платы за отопление. Так появились постановления Правительства РФ от 31.07.2021 № 1295, от 25.06.2021 № 1017 и 1018, – они вносят изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
ПП РФ № 1295 уточнило определение порядка платы за коммунальную услугу по отоплению в случае самостоятельного производства такой услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Исполнитель делает расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу, исходя из двух параметров:
- объёма коммунального ресурса, использованного в течение расчётного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению, горячему водоснабжению;
- тарифа на использованный для коммунальной услуги коммунальный ресурс.
ПП РФ № 1018 дополнило приложение 2 Правил № 354 пунктами 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1). Они регулируют размер платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД без ОДПУ и при отсутствии во всех помещениях общего пользования отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления.
ПП РФ № 1017 внесло в Правила № 354 нормы о взаимодействии между РСО и УО, ТСЖ, ЖСК при прямых договорах. Изменения сводятся к следующему: при прямых договорах управляющий домом обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения требования от РСО компенсировать ей фактически понесённые расходы по причине предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими утверждённую продолжительность и, или с нарушением качества. Компенсацию нужно сделать, если перерывы или нарушение качества связаны с ненадлежащим содержанием общедомового имущества.
Изменения коснулись п. 6 Правил № 354: при прямых договорах управляющая организация возместит убытки РСО, если не предоставляет ей или предоставляет недостоверные сведения, необходимые для заключения договора и поставки коммунальных услуг (ПП РФ № 1017).
Заключение договоров с гарантирующей организацией водопроводно-канализационного хозяйства
Минстрой РФ в письме от 09.08.2021 № 33219-ИА/04 «О договорах по водоподготовке, транспортировке воды» отметил, что до определения гарантирующей организации договоры холодного водоснабжения и водоотведения нужно заключать с лицом, осуществляющим холодное водоснабжение и водоотведение, к сетям которого подключён объект капитального строительства абонента.
Ведомство напомнило о ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в которой указаны полномочия органов местного самоуправления по выбору гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности.
Если объект капитального строительства подключён к системам водоснабжения и водоотведения в зоне деятельности соответствующей гарантирующей организации, договоры нужно заключить именно с ней. Другие компании, которые занимаются водоподготовкой, транспортировкой воды и сточных вод и находятся в этой же зоне, оказывают эти услуги не потребителям, собственникам, а именно данной гарантирующей организации.
Когда РСО не может брать плату за коэффициент, повышающий норматив291467
Работа единого оператора газификации
В 2021 году появился единый оператор газификации. Термин ввёл Федеральный закон от 11.06.2021 № 184. Это собственник единой системы газоснабжения – производственного комплекса, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
На данный момент единым оператором газификации является собственник единой системы газоснабжения – ПАО «Газпром». Единый оператор газификации участвует в разработке программ газификации, обеспечивает их реализацию, технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
В субъектах, где есть более крупные компании, чем «Газпром», появляются региональные операторы газификации – организации, которые владеют наибольшими площадями газораспределительных сетей в регионах. Иначе говоря, региональный оператор – самая крупная организация газоснабжения в регионе.
Таким образом, в регионах, где наибольшим присутствием обладает ПАО «Газпром», заниматься развитием газоснабжения будет единый оператор газификации. Организации, которым принадлежат большие по протяжённости сети по сравнению с ПАО «Газпром», станут региональными операторами в соответствующих субъектах.
На данный момент «Газпром» в том или ином виде присутствует в 67 субъектах РФ и имеет заключённые с этими субъектами программы развития газификации. За развитие газификации в целом в стране единый оператор отвечает совместно с региональными операторами и органами государственной власти. Для этого они реализуют специальные программы. Одна из них – Программа газификации регионов до 2030 года, разработанная Минэнерго РФ.
На заметку
Мы перечислили в статье важные изменения 2021 года для ресурсоснабжающих организаций:
- В ст. 20 ЖК РФ теперь более структурировано расписаны виды деятельности, входящие в предмет государственного и муниципального жилищного надзора. Среди них – соблюдение требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
- Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ содержит важное требование о специальном обозначении объектов, содержащих в себе опасные отходы.
- ПП РФ № 1295, 1018 внесли изменения, связанные с расчётом платы за отопление. Уточнён порядок расчёта такой платы в случае, когда коммунальная услуга по отоплению предоставляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества. Добавлены формулы для расчёта платы при отсутствии отопительных приборов и других теплопотребляющих элементов.
- ПП РФ № 1017 дополнило ПП РФ № 354 положениями о взаимодействии между УО, ТСЖ, ЖСК и РСО при прямых договорах.
- Минстрой РФ в письме от 09.08.2021 № 33219-ИА/04 напомнил, кто является исполнителем услуг по водоснабжению и водоотведению в договорных отношениях.
- Федеральный закон от 11.06.2021 № 184 содержит положения о едином операторе газификации и региональных операторах, которые занимаются развитием газификации в субъектах.