Павел Кузнецов в новом ролике программы «Школа ЖКХ» разобрал вопрос, как УО можно не оплачивать тепловые потери теплоснабжающей организации и вернуть с неё неосновательное обогащение в счёт оплаты тепловых потерь за последние три года, по сроку исковой давности. Узнайте подробности.

Откуда берутся тепловые потери и как их считать

Тепловая энергия – это коммунальный ресурс. Пока тепловая энергия транспортируется по трубам до многоквартирного дома, она имеет свойство остывать. Это остывание образует потери доставки тепловой энергии.

Смотрите видеозапись на YouTube-канале «Р1» →

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии. Павел Кузнецов отмечает: это значит, что тепловые потери уже заложены в тариф. Но данное правило применимо, только если между управляющей организацией и поставщиком ресурса нет разногласий по точке поставки как месту исполнения обязательств между сторонами.

На деле часто бывает так: точка поставки коммунального ресурса не совпадает с точкой подключения к инженерным сетям МКД. Точка подключения находится в тепловой камере, установленной на отдалении от дома, а точка поставки – на внешней стене дома.

По договору с РСО обязанность оплаты тепловых потерь от тепловой камеры до стены МКД (или прибора учёта) может быть возложена на управляющую организацию. В таком случае помимо оплаты тепловой энергии, используемой в целях оказания коммунальных услуг, потребители платят также и за тепловые потери. Эти потери выставляются отдельной строкой в счетах от РСО, или сумма гигакалорий за потери отражается в общей сумме:

Почему управляющие организации подписывают договоры с РСО на невыгодных для себя условиях

Управляющая организация изначально находится в уязвимом положении и не может отказаться от заключения договора с РСО. Не заключение договора с поставщиком ресурса в тридцатидневный срок – грубое нарушение лицензионных требований (пп. «г» п. 4.1 ПП РФ от 28.10.2014 № 1110). Возрастают риски получения взыскания от ГЖИ.

Именно поэтому многие УО заключают договоры с РСО на невыгодных для себя условиях, подписывают акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с внешними сетями, которые берутся на баланс жителей дома.

Одновременно с этим актом часто управляющие организации подписывают помесячный расчёт тепловых потерь по принятому на баланс дома участку тепловых сетей. Павел Кузнецов отметил, что сумма зависит от ряда составляющих. Узнайте подробности из видеоролика.

9 доводов, которые помогут УО вернуть себе оплаченное теплоснабжающей организации

Павел Кузнецов поделился советами, какие доводы может использовать управляющая организация в суде, чтобы вернуть себе обратно оплаченное теплоснабжающей организации, даже при наличии договора теплоснабжения, которым на баланс жителей дома и УО отнесены внешние тепловые сети.

Ст. 1102 ГК РФ установлена обязанность возвратить неосновательное обогащение. Договор теплоснабжения – публичный документ (ст. 426 ГК РФ), поэтому должен соответствовать требованиям законодательства, в том числе жилищного. За последние несколько лет удалось сформировать судебную практику, позволяющую взыскивать потери за тепловую энергию с поставщика ресурса. Примером могут послужить решения Арбитражного суда Пензенской области по делам № А49-14589/2016 и № А49-4738/2020.

Взыскивая неосновательное обогащение с теплоснабжающих организаций суды руководствуются следующим:

  1. В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии – по нормативам потребления коммунальных услуг.
  2. Это исключает возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате потребителями без посредников.
  3. Потери в тепловых сетях являются неизбежными издержками процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии.
  4. П. 8 Правил № 491 установлено, что внешней границей тепловых сетей является внешняя граница стены МКД.
  5. Так как сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, потери которых оплачены УО, находятся за пределами внешних границ стен МКД, они являются наружными и не могут быть общим имуществом собственников квартир в МКД.
  6. Доказательства передачи спорных участков сетей от застройщика собственникам помещений в МКД, как и доказательства принятия собственниками помещений в доме решения, оформленного протоколом о включении в состав общего имущества спорных участков сетей, находящихся за пределами МКД может быть суду не предоставлено.
  7. При этом подписание представителем УО/ТСЖ акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, устанавливающего границу по тепловой камере, само по себе не свидетельствует о получении согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.
  8. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа, поскольку его составление преследует лишь технические цели.
  9. Таким образом, УО/ТСЖ не обязаны оплачивать потери при передаче горячей воды и теплоэнергии, возникшие на спорных участках сетей, не принадлежащих собственникам помещений в МКД, в связи с чем, на стороне РСО возникло неосновательное обогащение в размере стоимости оплаченных УО/ТСЖ в спорный период теплопотерь.

На заметку

Павел Кузнецов отмечает, что использование этих девяти доводов позволит УО/ТСЖ взыскать плату за тепловые потери, даже если у них заключён невыгодным им договор с РСО. После принятия решения судом:

  • Договор подлежит пересмотру и приведению в соответствие с требованиями законодательства.
  • УО может правомерно отказаться от гидравлических испытаний и опрессовки внешнего трубопровода.
  • Управляющая организация может начать решать вопрос по признанию сетей бесхозяйными.
  • Жители получат дополнительные средства от поставщика ресурса.