Управляющие организации осуществляют предпринимательскую деятельность, цель которой – получение прибыли. Одним из методов извлечения прибыли закреплён в ст. 162 Жилищного кодекса РФ в виде экономии управляющей организации. Узнайте, при каких условиях закон позволяет УО оставить себе экономию по договору управления.

Как образуется экономия управляющей организации

Согласно ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, экономия УО – это разница между расходами, которые брались за основу при расчётах размера платы за содержание жилого помещения в МКД, и фактическими расходами организации в соответствии с отчётом о выполнении договора управления. Данный термин внесён в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ.

Если по итогам исполнения договора фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, что учитывались при установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, то при сохранении качества работ и услуг разница остаётся в распоряжении УО (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ). Указанная часть ст. 162 ЖК РФ применяется, если в договоре управления не оговорён иной механизм распределения полученной экономии.

Например, зима была малоснежной, и УО затратила на чистку придомовой территории от снега меньше средств, чем было предусмотрено договором управления. Работы по уборке снега были выполнены качественно и в полном объёме, что подтвердил подписанный акт. В таком случае УО имеет право оставить себе получившуюся экономию при соблюдении нескольких условий. Поговорим о них подробнее.

Как управляющей организации оставить себе экономию

Согласно ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, в отсутствие в договоре управления иной процедуры распределения экономии средств, она остаётся в распоряжении управляющей организации, если:

1. УО в полном объёме выполнила работы и оказала услуги, предусмотренные договором управления многоквартирным домом и внесённые в ГИС ЖКХ.

Управляющие организации обязаны раскрывать информацию о выполняемых по договору управления работах и услугах, связанных с достижением целей управления МКД, данные об их стоимости и отчёт об исполнении договора управления (пп. «г», «и» п. 3 ПП РФ № 731).

С 1 июля 2017 года УО обязаны в полном объёме раскрывать данную информацию в ГИС ЖКХ (ч. 21 ст. 6, ч. 4 ст. 12 № 209-ФЗ). Запланированные работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту ОИ МКД вносятся в ГИС ЖКХ управляющей организацией в перечни работ и услуг с указанием объёма, стоимости и количества по каждому пункту.

Перечень должен быть отражён в системе в том объёме, в котором он указан в договоре управления, так как перечень является неотъемлемой его частью и не должен ему противоречить (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

2. Экономия средств не привела к снижению качества услуг и работ, выполненных по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, что подтверждено актами приёмки работ и услуг.

Чтобы оставить себе экономию средств, УО должна получить подписанные собственниками помещений в МКД акты приёмки оказанных услуг и выполненных работ, составленные в соответствии с требованиями п. 9 «Правил оказания услуг и выполнения работ», утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.04. 2013 № 290. От лица собственников акты подписывает председатель совета МКД (п. 4. ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Форма акта утверждена приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр, при этом в документе не установлены конкретные сроки и периодичность подписания актов приёмки работ и услуг. При заключении договора управления следует это предусмотреть: например, установить сроки подписания актов выполненных работ раз в год с направлением документов заказным письмом председателю совета дома.

Также целесообразно прописать в договоре управления процедуру составления акта приёмки в одностороннем порядке, указав сроки оповещения о проверке выполненных работ и услуг и последствиях неявки представителя собственников помещений в МКД. Данные условия должны быть подробно прописаны и вынесены на обсуждение на общее собрание собственников помещений в МКД. Это обезопасит УО в случаях, если собственники будут уклоняться от подписания актов.

Нужно ли менять ранее заключённые договоры управления

В поправках, которые внесены в ЖК РФ № 485-ФЗ, нет требования о том, что подписанные до января 2018 г. договоры управления необходимо перезаключить. При этом ч. 12 ст. 162 ЖК РФ к ним применяется, так как не введена обратная сила закона.

Если стороны по договору управления не хотят применять положения ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, то им следует внести изменения в действующий договор управления, указав в нём иную процедуру распределения экономии. Сделать это можно только на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД (ч. ч. 1, 8 ст. 162 ЖК РФ, гл. 29 ГК РФ).

Как связаны ГИС ЖКХ и экономия УО

Согласно ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, чтобы УО могла оставить у себя экономию средств, ей необходимо корректно и в полном объёме отразить в ГИС ЖКХ следующую информацию:

  • перечень работ и услуг за период в соответствии с договором управления с указанием стоимости, объёма, количества;
  • информацию о размере платы за работы и услуги по договору управления МКД в разделе: «Договоры управления» – выбрать договор – в выпадающем меню выбрать «Информацию о размере платы за жилое помещение»;
  • отчёт о выполнении договора управления;
  • акты приёмки по форме, утверждённой приказом Минстроя от 26.10.2015 № 761/пр, в которых собственники помещений в МКД не предъявляют УО претензий к качеству выполненных работ и оказанных услуг.

Обратите внимание, что в законодательстве не сформулировано условия о пропорциональном уменьшении доли экономии, если к какой-то из работ или услуг у собственников остались претензии по качеству.

Следовательно, если в акте приёмки представитель собственников укажет, что работа выполнена не полностью, не в установленные сроки, с отклонениями от качества, перечислит конкретные недостатки и факты, то управляющая организация потеряет право на всю экономию.