Может ли УО вносить в платёжный документ отдельной строкой обслуживание ВДГО

Во второй части подборки вопросов за сентябрь от подписчиков с разных площадок РосКвартала юристы Ассоциации «Р1» рассказали, можно ли выделить ТОиР газового оборудования в квитанции отдельно, является ли остаток по СиТР экономией УО и какую роль играет председатель Совета МКД в процессе подготовки дома к зиме.

Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя стоимость услуг и работ по управлению МКД, а также СиТР общего имущества, в том числе внутридомового газового оборудования, являющегося его частью.

Правила № 354, а также примерная форма платёжного документа, утверждённая приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр не содержат прямого запрета на указание цены обслуживания ВДГО отдельной строкой. Вместе с тем, п. 29.4 Правил № 491 предусматривает, что плата за КР на СОИ отражается отдельно по каждому виду ресурсов.

При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 157.3 ЖК РФ, стоимость технического обслуживания ВДГО рассчитывается специализированной организацией самостоятельно.

Таким образом, УО вправе выделять в квитанции плату за обслуживание ВДГО, если это предусмотрено договором управления МКД и стоимость услуг определена специализированной организацией.

Может ли УО при банкротстве и её смене на другую компанию списать остатки средств на СиТР как экономию

Деньги, получаемые УО в качестве обязательных платежей на содержание и текущий ремонт, носят целевой характер. Они не поступают в собственность организации: она распоряжается данными средствами в интересах владельцев помещений конкретного МКД в соответствии с назначением.

С момента прекращения функций по управлению жилым домом у УО отсутствуют основания для удержания средств, собранных на капитальный и текущий ремонт и неизрасходованных на данные цели (ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ, ст. ст. 154, 155, 158, 161 ЖК РФ).

Остаток не является экономией: плата за СиТР вносится для финансирования запланированных работ в МКД и не принадлежит управляющей организации (ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Следовательно, УО не вправе списать их как экономию или прибыль при принятии решения о смене компании.

Какую роль играет председатель Совета МКД при подготовке дома к отопительному сезону

В п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ установлено, что руководитель Совета МКД контролирует выполнение обязательств по заключённым договорам на содержание и ремонт общего имущества.

Делает он это на основании доверенностей, выданных собственниками, или без них в случае наделения его таким полномочием на ОСС, в том числе подписывает акты приёмки (письмо Минстроя РФ от 05.04.2024 № 8691-ОГ/00).

«Также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса».

Приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234 утверждены новые требования к подготовительной работе перед отопительным сезоном. Согласно Правилам № 2234, УО, ТСЖ и кооперативы должны:

  • к 1 апреля утвердить свой План подготовки к зиме;
  • не позднее 30 апреля – согласовать его с теплоснабжающей организацией, которой даётся на это не более 15 рабочих дней;
  • в течение пяти рабочих дней со дня согласования – направить документ в орган местного самоуправления.

Председатель Совета МКД контролирует принимаемые УО меры по подготовке дома к осенне-зимнему периоду.

Можно ли в рамках капремонта установить систему пожарной сигнализации, если этого требует орган надзора

В ст. 2 № 185-ФЗ под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение работ, которые устраняют неисправности изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников. В такой же интерпретации понятие капремонта приводится в п. 21 Правил № 491.

При капремонте происходит замена не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы (п. 2.1.6, прим. 1 к таблице 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций Фонда ЖКХ от 15.02.2013).

Согласно п. 3.13 ГОСТ Р 51929-2014, перечень таких работ должен превышать объёмы текущего ремонта. Оплачиваются они из ФКР за счёт ежемесячных взносов собственников.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, перечень услуг и работ включает в себя ремонт:

  • ВДИС электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • и замену, модернизацию лифтов, лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
  • крыши;
  • подвалов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • фасада и фундамента.

Следовательно, установка пожарной сигнализации в рассматриваемом случае не относится к капитальным работам. Провести монтаж за счёт средств ФКР можно только в случае, если взнос в доме установлен выше минимального в регионе (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ). Для решения по такому вопросу на ОСС нужно набрать более 50% голосов участников собрания.

Также, если дом принимался в эксплуатацию без пожарной сигнализации, то можно оспаривать предписание о её установке.

Нужно ли заключать отдельный договор на вывоз отходов после уборки придомовой территории МКД

В письме от 17.06.2025 № 25-50/11090-ОГ Минприроды России указало, что, согласно ст. 1 № 89-ФЗ, под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления. ФККО № 242 относит к ним и растительные – появляющиеся «при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками» (код 7 31 300 00 00 0).

Ведомство указало, что такой мусор образуется вне жилых помещений и не в результате потребления, что не соответствуют критериям из № 89-ФЗ. При этом ФККО не является нормативным правовым актом – это перечень видов отходов, образованных у ИП и юридических лиц в процессе их деятельности (п. 10 Порядка из приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792).

Согласно пп. «в» п. 36 Правил № 293, введён прямой запрет на складирование на площадках мусора, образовавшегося при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах накопления ТКО. Подобные отходы вывозятся по отдельным договорам и нерегулируемым ценам.

Должны ли собственники доплачивать за иные услуги, если УО применяет муниципальный тариф по перечню № 290

УО должна осуществлять выполнение перечня работ и услуг, который обеспечивает надлежащее содержание общего имущества (ст. 161 ЖК РФ). Их перечень утверждён ПП РФ № 290 и должен быть указан:

  • в договоре с УО;
  • в решении собрания собственников помещений – если дом находится на непосредственном управлении;
  • в Уставе – при наличии ТСЖ или кооператива;
  • в решении застройщика.

Применение муниципального тарифа не даёт оснований не оказывать какие-либо услуги из Минимального перечня № 290. Доплата за обслуживание и текущий ремонт общего имущества является незаконной.

Есть вопросы по управлению МКД, предоставлению коммунальных услуг, ОСС или капремонту? Оставьте их в комментариях: самые интересные в статьях «Вы нам писали» подробно разберут юристы Ассоциации «Р1», а ответы на простые мы публикуем в телеграм-рубрике «Разбор полётов».

Спорная ситуация по работе с заявками и жалобами собственников? Направьте их через форму – и приходите завтра, 24 сентября, за ответом на бесплатный эфир «Пульс ЖКХ».

Возникли сложности при размещении информации в системе? Спросите, что делать, у нашего эксперта Маргариты Кобко: она включит вашу тему в программу онлайн-семинара по заполнению ГИС ЖКХ.


ЗАДАТЬ ВОПРОС


Не хотите разбираться в тонкостях ГИС ЖКХ? Передайте размещение информации по приказу № 79/пр нашим специалистам с многолетним опытом взаимодействия с системой, техподдержкой и оператором.