Продолжаем отвечать на интересные вопросы наших читателей и подписчиков с портала, ВК, Дзена и из телеграм-канала. В этот раз рассказываем, кто управляет домом до муниципального конкурса, обязана ли УО предоставлять жителям сметы и АВР и можно ли исключить из состава общего имущества скамейки у подъездов.
Кто управляет домом после ухода УО и до момента завершения открытого муниципального конкурса
Собственники на ОСС приняли решение о расторжении договора управления с действующей УО, но не набрали нужное количество голосов, чтобы выбрать новую. Прошло полгода, а муниципалитет так не провёл конкурс. Кто управляет МКД в этот период и по каким нормам НПА?
При таких обстоятельствах в доме работает прежняя УО. Делать это она должна в силу положений ч. 10 ст. 162 и ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. На организацию возлагаются обязанности по управлению МКД, если она не передала новому субъекту:
- техническую документацию,
- другие связанные с управлением многоквартирным домом документы,
- оборудование.
УО не может прекратить работу в МКД до появления новой компании или до наступления иных обстоятельств, определённых ч. 3 ст. 200 ЖК РФ (постановление КС РФ от 18.04.2024 № 19-П).
Компания должна это делать даже после прекращения срока действия договора управления и внесения сведений в реестр лицензий. Судебная практика подтверждает такую позицию, например, решение Благовещенского городского суда от 11.09.2024 № 2-6717/2024 и дело № А04-4010/2019.
В то же время в постановлении 19-П указано, что отсутствие действующего договора вовсе «не предполагает не ограниченного во времени» управления домом. Суд сослался на утверждённый порядок назначения новой УО для таких МКД (ч. ч. 2, 4, 13, 17 ст. 161, ч. ч. 4–6 ст. 200 ЖК РФ):
- созыв ОСС по вопросу выбора управляющей организации или создания ТСЖ;
- в отсутствие решения собрания – проведение муниципального открытого конкурса;
- если он не состоялся – назначение временной УО.
В случае когда муниципалитет не выполняет свои обязанности в установленные сроки, «предыдущая управляющая организация не лишена возможности оспорить незаконное бездействие органа местного самоуправления в судебном порядке».
Обяжут ли УО работать в МКД, если срок договора управления истёк84670
Должна ли управляющая организация предоставлять копии АВР нанимателю квартиры в МКД
Обязана ли УО показывать нанимателю муниципальной квартиры акты выполненных работ и делать для него копии? Или же такая обязанность распространяется только на собственников помещений?
Наниматель жилья по договору социального найма является пользователем квартиры: он должен оплачивать услуги по содержанию общего имущества (ч. ч. 3–4.1 ст. 155 ЖК РФ). С учётом этого весь комплекс возможностей собственников по контролю за качеством оказываемых УО услуг распространяется и на него.
Между тем законодательство не содержит обязанности управляющих организаций передавать любому собственнику или пользователю жилого помещения в МКД копию АВР. УО вправе предоставить им возможность ознакомиться с актом: как правило, компании предлагают посмотреть документы в личном кабинете ГИС ЖКХ. Иной порядок можно прописать в договоре управления.
Какие проблемы в ГИС ЖКХ мы видим, и будет ли Минстрой их решать16420
Вправе ли Совет МКД работать, если на ОСС собственники не набрали кворум для его переизбрания
В доме есть Совет МКД, но срок его полномочий истёк. Собственники решили провести ОСС и внесли в повестку дня вопрос о переизбрании членов в том же составе, но не набрали необходимое количество голосов. Тогда он перестаёт работать, поскольку не переизбран?
В соответствии с ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ, Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на ОСС каждые два года, если иной период не установлен на общем собрании. В случае непринятия нового решения его полномочия продлеваются на тот же срок.
Ранее мы вместе с экспертами Ассоциации «Р1» подробно разбирали схожую ситуацию. УО спрашивала, вправе ли председатель объединения собственников подписывать АВР, если его избрали более трёх лет назад.
Юристы отметили, что согласно ч. 9 ст. 161.1 ЖК РФ, Совет МКД действует до переизбрания на общем собрании собственников или в случае принятия решения о создании ТСЖ – до утверждения правления товарищества. Поэтому в рассматриваемой ситуации это объединение собственников продолжает действовать в прежнем составе.
Должна ли УО предоставлять собственникам копии смет и расчётов по текущему ремонту подъездов
Обязана ли управляющая организация показать или предоставить копию сметы и расчёта по ремонту подъезда, если их запрашивает представитель собственника по доверенности?
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК РФ, управляющая организация обязана по запросу предоставить собственнику помещения сведения об объёме, о перечне и качестве оказываемых услуг, выполняемых работ. УО при утверждении размера платы на содержание общего имущества представляет свои предложения, в том числе с учётом стоимости необходимого ремонта.
При этом ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила № 416 не содержат норм, обязывающих компанию разрешить потребителю ознакомиться с первичными документами по расчётам платы за выполняемые работы.
Информация, которую собственники вправе требовать у управляющих организаций, перечислена сразу в несколько жилищных НПА. Мы собрали её в единый перечень, добавили пункты нормативно-правовых актов и сроки, которые отводятся на направление данных.
Сроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц43619119
Могут ли собственники по решению ОСС убрать скамейки, установленные по программе благоустройства
По программе «Благоустройство территории МКД» возле дома установили скамейки. При этом решение о включении их в состав общего имущества на ОСС не принималось. Нужно ли платить за их содержание? И можно ли их убрать, проголосовав за это на общем собрании?
Как отметили наши юристы, для точного ответа на данный вопрос необходимо изучить условия участия МКД в муниципальном проекте и учесть, сформирован и поставлен ли участок под домом на кадастровый учёт.
Программа устанавливает объём обязательств, которые возникают у собственников после выполнения мероприятий по благоустройству. Согласно Правилам № 1710 и письму Минстроя РФ от 04.10.2019 № 37248-ЮТ/06, субсидия предоставляется:
- если земельный участок под МКД сформирован и поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. ч. 1, 5 ст. 16 № 189-ФЗ);
- при наличии решения ОСС об участии в проекте и о принятии созданных в результате благоустройства объектов в состав общедомового имущества.
Последующее его уменьшение возможно по решению ОСС с согласия всех собственников помещений МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Если участок не сформирован, и орган МСУ самостоятельно включил дом в муниципальную программу, созданные объекты благоустройства принимаются на баланс администрации населённого пункта.
При таких обстоятельствах жители не вправе убрать скамейки без согласия собственника. При этом УО обязана поддерживать порядок на придомовой территории и обеспечивать надлежащее состояние элементов благоустройства.
Есть вопрос по управлению МКД, содержанию общего имущества или предоставлению коммунальных услуг? Оставьте его в комментариях: ответы на самые интересные мы включим в следующую статью рубрики «Вы нам писали».
Готовы рассказать о своей практике по решению вопросов при управлении МКД или выигранном судебном споре? Присылайте статьи на smi@roskvartal.ru.