Жители любят жаловаться в интернете на УО и критиковать её работу. И не всегда такие отзывы обоснованы и правдивы. При этом в суд за защитой компании обращаются редко. Из разбора судебного дела узнайте, как доказать, что опубликованные негативные отзывы являются ложными и порочащими репутацию.

Потребовать от автора или администратора сайта удалить или опровергнуть порочащую информацию

Владельцы участков в одном из СНТ Московской области были недовольны работой его председателя. Собственники публиковали в интернете материалы о том, что глава товарищества присваивает себе деньги, проводит незаконные общие собрания членов и преследует корыстные интересы.

Выдержка из публикации, которую председатель СНТ требовала удалить: тексты приведены в решении суда

Председатель потребовал от администратора сайта удалить публикации, считая их ложными. Владелец интернет-ресурса запрос проигнорировал, и женщина подала на него иск в суд.

К заявлению была приложена лингвистическая экспертиза, которая показала, что в спорных текстах содержится негативная информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию истца. Ответчик же свою вину не признал, сославшись на то, что не являлся автором публикации.

Подать в суд, если автор или распространитель не удалил ложные сведения

Суд первой инстанции указал, что человек вправе требовать опровергнуть порочащую его информацию (ст. 152 ГК РФ). При этом истец обязан подтвердить факт распространения негативных сведений, а ответчик – их правдивость (ч. 1 ст. 152 ГК РФ, п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона подтверждает те обстоятельства, на которые она ссылается. Так, в предоставленном истцом заключении указано, что спорные тексты умаляют честь, достоинство и деловую репутацию председателя СНТ. Но суд не принял этот документ как допустимое доказательство, потому что лингвист не может дать правовую оценку написанному.

Инстанция сделала вывод, что:

  • публикации не являются порочащими, а представляют собой оценочные суждения, выражают субъективное мнение людей и не превышают допустимого предела критики (ст. 152 ГК РФ);
  • истец не доказал, что ему причинены физические и нравственные страдания.

Суд отказал в удовлетворении иска (решение Преображенского районного суда Москвы от 16.09.2022 по делу № 2-2151/22). Апелляционная и кассационная инстанции с этим согласились:

Подтвердить в суде факт распространения негативных сведений и их порочащий характер

Председатель СНТ подала жалобу в Верховный суд РФ, который отметил, что свобода одного человека не должна нарушать свободу другого и каждый вправе защищать свою честь и доброе имя (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Согласно п. 7 постановления № 3, в делах о защите чести и достоинства для суда имеют значение три обстоятельства:

  • факт распространения негативных сведений,
  • порочащий характер высказываний,
  • их несоответствие действительности.

Принятые инстанциями решения будут являться законными и обоснованными, если содержат исчерпывающие выводы, подкреплённые фактами (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23). В рассматриваемом деле, по мнению ВС РФ, нижестоящие инстанции:

  • не обозначили, на каком основании они пришли к выводу, что спорные статьи являются оценочными суждениями;
  • не выяснили, материалы какого характера распространил ответчик;
  • не исследовали, правдива ли опубликованная информация.

Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (определение ВС РФ от 30.01.2024 по делу № 5-КГ23-147-К2).

Пользоваться судебной практикой по вопросам защиты деловой репутации

Компании, в том числе сферы ЖКХ, редко обращаются в суд за защитой деловой репутации, так как инстанции удовлетворяют подобные требования только в каждом третьем случае. Но в практике есть и положительные примеры, которые УО могут взять на заметку:

  • В деле № А45-35421/2021 организация подала в суд на владельца интернет-ресурса за то, что тот не удалил негативный отзыв анонимного пользователя о её работе.

ВС РФ встал на сторону истца. Судья учёл два момента: факт распространения порочащей информации и отсутствие доказательств о том, что сведения правдивы.

  • В деле № А40-37943/2021 компания оспаривала в суде фразы телеведущих, порочащие её деловую репутацию.

Суды, оценив спорные высказывания, пришли к выводу, что они не являются оценочными суждениями, а изложены в утвердительной манере и формируют негативное отношение к истцу. К похожему выводу пришли инстанции в деле № А40-31386/2021 об отрицательных отзывах на сайте о работодателях.

Обращаться к экспертам отрасли жилищно-коммунального хозяйства

О важности формирования и защиты деловой репутации на Итоговой конференции в Москве говорила эксперт Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян. В этой работе она советовала УО принять как минимум четыре превентивных меры:

  1. Сформировать стратегию коммуникации компании в отношениях с РСО и собственниками помещений.
  2. Заниматься просвещением сотрудников и активно развивать систему обучения.
  3. Контролировать социальные сети и публикации в интернете.
  4. Демонстрировать клиентам и поставщикам нетерпимость к ненормативной лексике и необоснованной критике.

Интересует эта тема? Вы можете задать Сусане Киракосян вопросы по защите деловой репутации лично 16-18 мая в Калининграде, где пройдёт Весенняя конференция по управлению МКД. На площадке мероприятия соберутся эксперты по всем основным направлениям работы УО и ТСЖ:

  • предоставление коммунальных услуг,
  • проведение капремонта,
  • заполнение ГИС ЖКХ,
  • защита в судах,
  • утверждение экономически обоснованного размера платы,
  • работа с жителями.

В программе – анализ НПА, диалоги с коллегами, обмен опытом и разбор кейсов, дискуссии во время выступлений экспертов и между ними, а также интерактивная игра и экскурсионная программа по городам Калининградской области. Присоединяйтесь!


УЧАСТВОВАТЬ В КОНФЕРЕНЦИИ