6 июля на онлайн-семинаре мы обсудили с экспертами Ассоциации «Р1» принципы работы УО и ТСЖ с обращениями собственниками. Узнайте, почему и в какие сроки УО обязана на них отвечать, а также какие нюансы досудебного урегулирования споров есть между управляющей организацией и жителями домов.
Организуем в УО работу с претензиями жителей домов: часть первая107220
На управляющих домами не распространяется действие требований к госорганам по работе с обращениями
Исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и член Экспертного совета Сусана Киракосян провели онлайн-семинар «Работа с обращениями собственников и досудебное урегулирование споров». Они подробно остановились на определении того, что такое обращение, его видах и сроках ответов на них:
Смотрите деморолик на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡
Обращение – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина (ст. 4 № 59-ФЗ).
Субъекты публичной власти обязаны соблюдать требования № 59-ФЗ к срокам ответов на письма граждан, поскольку выполняют публично-значимые функции. Согласно ч. 1 ст. 12 № 59-ФЗ, ответ на обращение отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации.
При этом, согласно позиции ВС РФ по делу № 88-АД19-1, управляющие организации, хоть и выполняют публично-значимые функции, не подпадают под действие этого закона, поскольку являются коммерческими организациями.
Как соблюсти НПА о досудебном урегулировании споров: четыре совета60110
Сроки ответов УО на обращения зависят от заявителя и темы и установлены жилищным законодательством
УО и ТСЖ направляют заявителям ответы на их обращения в сроки, установленные нормами жилищного законодательства. Они зависят от отправителя:
- собственник или наниматель – от немедленного реагирования на письмо до 30 дней;
- соцзащита – в течение пяти рабочих дней согласно п. 21 разд. 10 приказа № 74/11/пр;
- другие заявители – в течение 30 дней согласно п. 37 Правил № 416.
Виды обращений, которые поступают управляющим домами, можно разделить также по форме их подачи:
- устные – по телефону, при личном визите;
- письменные – по почте или лично сотруднику УО;
- электронные – по электронной почте, через сайт компании, ГИС ЖКХ, мобильное приложение.
По содержанию обращения можно разделить на предложение, заявление, жалобу и претензию. Подробно о каждом из них узнайте из материалов онлайн-семинара, размещённых под статьёй.
Сроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц42721519
УО обязана соблюдать порядок досудебного урегулирования споров, если это установлено законом
Ирэн Парсамян, Сусана Киракосян и участники онлайн-семинара отдельно остановились на теме досудебного урегулирования споров между УО и жителями домов.
Досудебное урегулирование спора – это дополнительная гарантия защиты прав граждан, предпринимателей и организаций. Оно способствует реализации задач судопроизводства (постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18) и может представлять собой:
- направление претензии,
- переговоры,
- медиацию,
- обращение к финомбудсмену и в государственные органы.
УО обязана соблюдать досудебный порядок, если это прописано в законе (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК). В ином случае ТСЖ или УО могут привлечь к административной ответственности. Поскольку обязанность отвечать на письма жителей домов не является лицензионным требованием, то УО не могут наказать по «лицензионной» ст. 14.1.3 КоАП РФ (обзор судебной практики ВС РФ от 17.07.2019 № 2).
За такое нарушение компании привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, которая предполагает наложение штраф для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет, а для юрлиц – от 150 до 250 тысяч рублей.
Помимо особенностей работы УО и ТСЖ с обращениями и претензиями жителей, на мероприятии мы поговорили:
- о взаимодействии УО с органами соцзащиты через ГИС ЖКХ по вопросам наличия у жителей задолженности за ЖКУ;
- о законодательстве, в котором прописаны сроки ответов УО на разные типы обращений собственников;
- об отличиях претензий от обычных обращений.
Эксперты привели примеры судебных решений в данной сфере и дали УО советы, как правильно построить работу с претензиями и иными видами писем, чтобы не получить штраф за нарушения.
Сусана Киракосян разобрала несколько дел, где УО получила штраф за игнорирование претензий жителей МКД и не удовлетворила их требования в добровольном порядке. Узнайте больше из материалов онлайн-семинара под статьёй.