В период плановых отключений горячей воды жители домов могут звонить с вопросами об этом в аварийно-диспетчерскую службу или напрямую в управляющую организацию или ТСЖ. Помимо срока такого отключения, сотрудникам нужно знать ответы и на другие часто задаваемые вопросы. Сделали подборку в помощь УО.

Почему ежегодно отключают горячую воду

Системы горячего водоснабжения и отопления в России преимущественно централизованные. Воду нагревают на ТЭЦ или котельных и под большим давлением и при очень высокой температуре подают по магистральным трубопроводам до центральных тепловых пунктов. Оттуда по распределительным сетям горячая вода направляется к потребителям.

Отключение горячей воды необходимо для проверки и ремонта всех задействованных в этом процессе систем, сетей и пунктов к зиме. Это минимизирует риск аварий зимой, обеспечивает надёжную работу всех элементов системы централизованного теплоснабжения.

Почему воду отключают на 10-14 дней

Теплосети проверяют по участкам поэтапно, и продолжительность таких сетей в каждом городе и даже районе муниципалитета разные. Например, в Москве плановые работы разделены примерно на 600 этапов. Любая спешка при проверке коммуникаций может обернуться аварией на сетях в осенне-зимний период. Срок проверки зависит от состояния сетей в конкретной точке.

При этом Правила № 354 запрещают отключать горячее водоснабжение более чем на 14 дней. В некоторых регионах и городах теплоснабжающие компании стараются сократить эти сроки. Например, в Москве плановое отключение ГВС длится 10 дней, хотя до 2009 года оно составляло три недели.

Что коммунальные службы делают в период отключения ГВС

В дни отключения горячей воды коммунальные компании ремонтируют и проводят техническое обслуживание систем, в том числе опрессовку – испытания трубопроводов на прочность и герметичность под давлением.

Отдельные участки теплосетей поэтапно выводят из эксплуатации, трубопроводы охлаждаются. Затем специалисты проводят на них гидравлические испытания – повышают в трубах давление в два-три раза выше среднего рабочего в отопительный период. Это позволяет выявить повреждения на теплосетях – места утечек, свищи, разрывы.

Обнаружив дефект, сотрудники приступают к его устранению, чинят или меняют участок трубопровода, а затем снова проводят гидравлические испытания, чтобы убедиться в качестве работы. После этого участок закапывают, а подачу горячей воды возобновляют.

Также в период отключения ГВС проводится замена запорных устройств, комплектующих и расходных материалов тепловых станций и сетей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов.

Почему проверка тепловых сетей проводится летом и когда это прекратится

Зимой теплосети подвергаются серьёзной нагрузке из-за смены температуры на улице. Трубы деформируются от нагревания и охлаждения, что приводит к повышенному износу. Именно поэтому трубопроводы проверяют летом, когда нагрузка на теплотрассы снижается.

Ещё одна причина в том, что ГВС напрямую связано с системой теплоснабжения, которой также нужны профилактика и ремонт в летний период, когда отопление отключено.

Пока невозможно уйти от планового отключения горячей воды летом, поскольку действующая система ГВС – централизованная. Чтобы она бесперебойно работала, её приходится отключать для ремонта и обслуживания. Не делать это можно будет только тогда, когда появится современная и высокотехнологичная коммунальная структура и ресурс будет подаваться по двум альтернативным линиям сетей.

Как узнать даты отключения воды в доме

Исполнитель услуг по ГВС обязан уведомить жителей дома о плановом отключении не позднее, чем за 10 дней рабочих дней до его начала (пп. «н» п. 31, пп. «б» п. 117 Правил № 354). В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ, такая информация размещается в ГИС ЖКХ.

В сообщении об отключении воды указываются:

  • адрес помещения,
  • планируемые даты и время начала и окончания перерыва в ГВС.

Пример сообщения в ГИС ЖКХ о плановом отключении ГВС

Также с 1 июня 2021 года графики плановых отключений горячей воды публикуются на Госуслугах. Данные автоматически поступают туда из ГИС ЖКХ: потребители получают сообщение, аналогичное уведомлениям в системе.

Сообщение о плановых отключениях ГВС в личном кабинете на Госуслугах

Кроме того сообщения о графиках отключения ГВС размещаются на сайтах органов местного самоуправления, поставщика горячей воды и в СМИ.

Надо ли платить за горячую воду в период отключения

Если в квартире установлен прибор учёта горячей воды, то оплата такой услуги происходит по его показаниям. Чтобы счётчик ГВС в период профилактического отключения не накручивал лишние кубометры, на это время лучше перекрыть трубу и пользоваться только холодной водой.

Случается, что в квартире нет технической возможности установить ИПУ горячей воды. Тогда в период отключения плата за ГВС, рассчитываемая по нормативам потребления, начисляется с учётом перерасчёта за такой период согласно разд. VIII Правил № 354.

На заметку

Жители многоквартирных домов не всегда разбираются в тонкостях и особенностях процессов и событий в сфере ЖКХ, даже в управлении и содержании многоквартирного дома, в котором они проживают. Работа по повышению информационной грамотности – важное направление для УО, которые стремятся выстроить взаимовыгодные отношения с собственниками помещений.

Чтобы разгрузить диспетчеров АДС, отвечать на вопросы жителей можно и по другим каналам:

  • в группе в соцсетях,
  • в Телеграм-канале УО,
  • в чате дома в мессенджере,
  • на сайте компании.