Управляющие организации, ТСЖ и кооперативы по роду своей деятельности являются операторами персональных данных, поэтому в отношении таких организаций Роскомнадзор имеет право проводить проверки согласно постановлению Правительства РФ от 13.02.2019 № 146. Рассказываем об этом подробнее.
УО и ТСЖ являются операторами персональных данных
Персональные данные (ПДн) – это любая информация, которая относится к физическому лицу – субъекту ПДн и помогает идентифицировать его (ч. 1 ст. 3 № 152-ФЗ). К таким данным относятся общие сведения о человеке: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, другие сведения, по которым прямо или косвенно можно определить конкретного человека.
Действия, которые совершаются с ПДн: сбор, запись, систематизация и накопление, хранение, обновление, изменение, использование, передача и др. – называются их обработкой (ч. 3 ст. 3 № 152-ФЗ). Лица и организации, обрабатывающие персональные данные, являются операторами ПДн.
УО, ТСЖ и кооперативы обрабатывают персональные данные жителей многоквартирных домов в силу пп. 2 ст. 6 № 152-ФЗ: начисляя плату за ЖКУ, ведя реестры собственников, оформляя платёжные документы, передавая ПДн собственников помещений в РСО при заключении прямого договора. Обработку персональных данных подразумевают заключённый УО с собственниками помещений в МКД договор управления или устав ТСН (ст. ст. 135, 155, 162 ЖК РФ).
Вправе ли УО передавать РСО персональные данные при прямом договоре808008
Роскомнадзор получил право проводить проверки операторов персональных данных
Поскольку УО, ТСЖ и ЖК работают с персональными данными собственников и жителей многоквартирных домов, то к ним применяются нормы постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 146. Постановлением в соответствии с ч. 1.1 ст. 23 № 152-ФЗ утверждены Правила проведения государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.
Согласно п. 2 ПП РФ № 146, функции госконтроля и надзора за обработкой ПДн возложены на Роскомнадзор. Ведомство должно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения в деятельности операторов персональных данных.
Для этого Роскомнадзор уполномочен проводить плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки, профилактические мероприятия, принимать меры, чтобы устранить последствия противоправных действий операторов ПДн (п. 3 ПП РФ № 146).
УО и ТСЖ могут попасть в план проверок раз в два года
Плановые проверки в отношении операторов персональных данных проводятся в соответствии с графиком, размещённым в интернете. Попасть в такой план может любой оператор ПДн, если с момента его регистрации как юрлица или с момента последней проверки прошло 3 года (п.п. 5, 6 ПП РФ № 146).
При этом поставщики информации в государственные информационные системы могут оказываться в плане по контролю чаще: раз в два года (пп. «а» п. 7 ПП РФ № 416).
Роскомнадзор имеет право проводить и внеплановые проверки операторов ПДн по нескольким основаниям:
- неисполнение выданного ранее предписания по устранению нарушений;
- по требованию прокурора, поручению Президента РФ, Правительства РФ;
- по заявлению граждан, если они в обращении докажут факт нарушения их прав;
- по результатам проверки, проведённой Роскомнадзором без взаимодействия с оператором ПДн.
Внеплановые проверки, организованные по двум последним приведённым выше причинам, должны быть согласованы с прокуратурой.
Роскомнадзор об обработке персональных данных652404
УО и ТСЖ уведомляются за 3 дня или за 24 часа до начала проверки
О проведении плановой проверки Роскомнадзор должен уведомить оператора не позднее, чем за 3 рабочих дня до этого, о внеплановой – не менее чем за 24 часа до её начала (п.п. 11, 12 ПП РФ №416). Копия приказа о проведении проверки направляется проверяемому:
- по почте с уведомлением о вручении;
- по электронной почте, если адрес оператора размещён на его сайте;
- по электронной почте, если оператор сообщал адрес ранее в Роскомнадзор;
- либо другим доступным способом.
При этом электронный образ документа должен быть подписан усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица Роскомнадзора.
Срок проведения плановой проверки – 20 рабочих дней, внеплановой – 10 рабочих дней. Продлить проверку можно не более, чем в два раза (п.п. 16, 17 ПП РФ № 416). Во время контрольных мероприятий проверяются соблюдение оператором требований к обработке ПДн, документы и информационные системы персональных данных.
Оператор ПДн обязан ответить на запрос Роскомнадзора в течение 5 рабочих дней
Роскомнадзор может проводить плановые выездные и документарные проверки. Внеплановые проверки могут быть только выездными (п. 25 ПП РФ № 416).
В рамках документарной проверки оператор ПДн должен предоставить документы и информацию по запросу ведомства в течение 5 рабочих дней со дня получения письма (п. 27 ПП РФ № 416). Документы предоставляются в виде заверенных печатью и подписью копий либо в электронном виде с использованием усиленной электронной подписи.
Дополнительные пояснения в рамках той же проверки должны быть направлены оператором ПДн в ведомство в течение 3 рабочих дней после получения запроса (п. 30 ПП РФ № 416).
Необходимо обратить внимание, что дата поступления ответа на запрос от оператора – это дата, которую указывает Роскомнадзор при принятии пакета документов, а не дата его отправки. Если документы не предоставлены в срок, то в отношении оператора проводится выездная проверка.
Что делать с персональными данными в протоколе ОСС для ГИС ЖКХ330392
Оператор ПДн обязан создать условия для проведения проверки
Если документарная проверка проходит по месту размещения Роскомнадзора, то выездная – по месту размещения оператора персональных данных. Если оператор является физическим лицом, а не юрлицом или индивидуальным предпринимателем, то в его отношении выездная проверка проводиться не может (п. 32 ПП РФ № 416).
Перед началом проверки должностное лицо Роскомнадзора должно предъявить удостоверение и ознакомить проверяемого с приказом о проведении выездной проверки (п. 33 ПП РФ № 416). Оператор ПДн со своей стороны должен создать необходимые условия для проведения контрольных мероприятий, обеспечить доступ в помещения и к оборудованию.
Если проверяемый препятствует действиям сотрудников Роскомнадзора, проводящих проверку, то об этом составляется акт. Затем контрольный орган имеет право обратиться в прокуратуру или в правоохранительные органы (п. 38 ПП РФ № 416).
При составлении такого акта, а также при отсутствии оператора ПДн в день проверки она приостанавливается до момента устранения причин остановки либо же до проведения внеплановой проверки без предварительного уведомления оператора ПДн (п.п. 39, 40 ПП РФ № 416).
За неустранение нарушений выдаётся требование об остановке обработки персональных данных
По результатам проверки Роскомнадзор составляет в двух экземплярах акт, в котором делает заключение об отсутствии нарушений или об их наличии с указанием на статьи НПА (п.п. 43, 44 ПП РФ № 416). При этом акт должен быть подписан представителем проверяемого юрлица или индивидуального предпринимателя. Если оператор ПДн отказался подписать акт, то об этом в акте делается отметка.
Экземпляр акта проверки вручается оператору персональных данных под подпись или направляется с уведомлением о вручении либо другим доступным способом в течение 10 дней со дня его подписания (п. 44 ПП РФ № 416).
Если Роскомнадзор выявил нарушения при проверке, то вместе с актом оператору вручается предписание об устранении нарушений со сроком выполнения не более 6 месяцев с дня вручения этих документов (п. 47 ПП РФ № 416). Оператор должен предоставить в Роскомнадзор информацию о выполнении предписания – в ином случае в его отношении проводится внеплановая выездная проверка.
Если невыполнение предписания влечёт нарушение прав и интересов субъектов персональных данных, то оператор обязан по требованию Роскомнадзора прекратить обработку любых персональных данных до устранения допущенных нарушений (п. 50 ПП РФ № 416). Если этого не сделать, оператор ПДн будет привлечён к административной ответственности.
Важно знать
Правила проведение проверок управляющих организаций и ТСЖ как операторов персональных данных во многом схожи с правилами проверок, которые проводит в их отношении орган Госжилнадзора.
УО и ТСЖ должны иметь в виду, что Роскомнадзор имеет право планово проверять их чаще, чем других операторов ПДн, поскольку они являются поставщиками информации в ГИС ЖКХ.
В ходе контрольных мероприятий будут проверяться как документы, так и порядок их хранения и информационные системы, с помощью которых происходит обработка ПДн.
Хотя внеплановыми могут быть только выездные проверки, плановая документарная проверка легко может превратиться во внеплановую, если Роскомнадзор обнаружит какие-либо нарушения в работе оператора ПДн или в срок не получит необходимые документы.
В случае неустранения нарушений, затрагивающих интересы и права субъектов ПДн, оператор обязан остановить любую обработку персональных данных. В отношении УО и ТСЖ это значит, что в такой ситуации они не смогут выставлять счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, проводить общие собрания собственников, передавать данные в РСО в рамках договоров ресурсоснабжения и даже обрабатывать заявки, поступающие в аварийно-диспетчерскую службу.